Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Коррекционно-воспитательная работа

система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей.

К.-в. р. является основой процесса обучения умственно отсталых детей, гл. обр. во вспомогательной школе.

В истории развития взглядов на содержание и формы К.-в. р. с умственно стсталыми детьми существовали различные направления. Так, М. Мон-тессори (1870—1952, Италия), исходя из сенсуалистических позиций, полагала, что наиболее нарушенной областью психических процессов у умственно отсталых детей является восприятие. Поэтому она ввела в практику спец. учреждений особые занятия по воспитанию сенсорной культуры у детей, разработав спец. упражнения, развивающие органы чувств. Монтес-сори использовала в работе с умственно отсталыми детьми различные дидактические игрушки, лото, мозаику и т.д., полагая, что с помощью этих пособий обогащается чувственный опыт детей и тем самым создаются предпосылки для развития их мышления.

Слабым местом в системе взглядов Монтессори было неоправданное предположение, что улучшение в развитии мышления ребенка возникает автоматически в результате совершенствования сенсорной сферы психической деятельности.

О. Декроли (1871—1933, Бельгия), использовав частично систему Монтессори, разработал свою систему К. -в. р. с умственно отсталыми детьми, в которой он выделил три этапа: наблюдение, ассоциация, выражение. Этап воспитания наблюдений в основном соответствовал разработанной Монтессори системе сенсорной культуры; этап воспитания ассоциаций (мышление) осуществляется в процессе изучения грамматики родного языка, истории, естествознания и др. общеобразовательных предметов; этап воспитания выражения осуществляется в работе над культурой непосредственных действий ребенка: речи, пения, рисования, ручного труда, движений.

Система К.-в. р., предложенная Декроли, была значительным вкладом в теорию олигофренопедагогики. Однако Декроли допускал грубейшее биологизаторство в подборе и построении содержания упражнений на всех этапах своей системы, полагая, что весь уч. материал надо сгруппировать вокруг элементарных физиологических процессов и инстинктов детей.

В дореволюционной России и в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции русские педагоги-дефектологи разрабатывали свои системы К.-в. р. с умственно отсталыми детьми, находясь в значительной мере под влиянием взглядов Монтессори, Декроли, Демора и др. западноевропейских дефектологов. Так, А. Н. Граборов (1885—1949) разработал особую систему занятий по воспитанию у умственно отсталых культуры поведения, процессов памяти, логического мышления и произвольных движений. А. Н. Граборов в значительной мере преодолел узость взглядов Монтессори и биологизаторство Декроли; он построил свою систему сенсорной культуры, опирающуюся на социально значимое содержание: игра, ручной груд детей, предметные уроки, экскурсии в природу.

В 30-е годы и позднее, особенно после Великой Отечественной войны, в советской олигофренопедагогике под влиянием исследований о развивающем значении процесса обучения в целом (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев, Н. Ф. Кузьмина-Сыро-мятникова, М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дульнев и др.) выдвинут новый принцип К.-в. р., основное значение которого заключается в том, что исправление дефектов познавательных процессов у умственно отсталых детей не выделяется в обособленные занятия, как это имеет место в системе сенсорной культуры Монтессори, в системе сенсорной культуры А. И. Граборо-ва, а осуществляется во всем процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Во вспомогательной школе в кор-рекционных целях предусматривается значительный по срокам пропедевтический период работы с начинающими обучение умственно отсталыми детьми. В этом периоде обучения особое внимание обращается на воспитание у детей фонематического слуха, обогащение их представлений об окружающем мире вещей и явлений; воспитываются простые навыки самообслуживания, ведется логопедическая работа по исправлению у детей недостатков произношения, исправляются недостатки произвольных движений. Все это осуществляется в системе уч. занятий по развитию речи и обучению грамматике, на предметных уроках и экскурсиях, в процессе занятий ручным трудом, рисованием и лепкой, ритмикой и лечебной гимнастикой, в дидактических играх и организации элементарного труда детей по самообслуживанию.

В дальнейшем К.-в. р. осуществляется в процессе обучения умственно отсталых детей элементарным общеобразовательным знаниям (элементы грамматики, арифметики, естествознание и др.). В этот период особое внимание обращается на воспитание у уч-ся умений производить наблюдения, сравнивать объекты и явления, устанавливать сходство и на этой основе производить простейшие обобщения.

Большое значение для К.-в. р. имеет трудовое обучение, в содержание которого входит не только формирование у уч-ся производственных навыков, но и воспитание умения планировать свою работу, пользоваться различного рода словесными инструкциями, технологическими картами, умения оценить качество работы по определенным показателям, производить счетно-измерительные операции и решать ряд др. мыслительных задач, связанных с выполнением трудового задания.

Особое место в системе К.-в. р. занимает формирование нравственных качеств у учащихся вспомогательных школ и исправление недостатков характера: воспитание положительного отношения к труду, навыков культурного поведения в коллективе, в семье, коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы.

Развитие умственно отсталых детей имеет ряд индивидуальных особенностей, которые зависят от времени и степени поражения центральной нервной системы. Поэтому К.-в. р. во вспомогательной школе строится с учетом индивидуальных особенностей детей: для одних используется охранительный режим, для других — более активные, стимулирующие педагогические мероприятия; при этом варьируются степень уч. нагрузки, ее объем, сложность и т. д.

Правильное построение К.-в. р. помогает подготовить уч-ся вспомогательных школ к самостоятельной трудовой деятельности.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: