Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Концентризм в обучении

принцип расположения уч. материала в программах и учебниках, характеризующийся повторяемостью вопросов и тематики курса с более глубоким их освещением на каждой новой ступени. Концентрическое расположение уч. материала противопоставляется линейному (реальному), при котором каждый раздел уч. курса излагается с той степенью подробности и глубины, какая требуется задачами преподавания, без возвращения к нему на следующих этапах обучения.

При К. в. о. нарастание трудностей при усвоении какого-либо раздела уч. предмета происходит постепенно в соответствии с уровнем умственного развития уч-ся.

Некоторая ступенчатость в построении школьных курсов основывается на объективных законах усвоения знаний детьми: сущность сложных понятий, законов усваивается ими обычно не сразу во всей глубине. Поэтому при усвоении сложных понятий необходимвозврат к старому, но на новой основе. Повторное изучение уч. материала на старших ступенях обучения осуществляется на более высоком уровне, с учетом возросших познавательных возможностей уч-ся.

Начальный этап концентрического изучения уч. предмета характеризуется особым значением чувственного восприятия предметов и явлений, накоплением сведений и фактов. Затем обучение принимает все более систематический характер.

Применительно к уч-ся спец. школ. К. в. о. приобретает значение спец. дидактического принципа. Это объясняется особенностями познавательной деятельности аномальных детей, для которой характерно своеобразное и изменяющееся в процессе обучения соотношение между наглядно-образными и словесно-логическими компонентами мышления. Эти особенности служат основанием для введения в программы спец. школ ряда пропедевтических курсов (предметные уроки, уроки практического овладения грамматическим строем языка, ручной труд), а также концентрического построения некоторых уч.курсов.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: