Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Комплектование специальных школ

отбор детей, имеющих различные аномалии развития, для обучения в спец. школе. Отбор проводится на основе объективных данных об отклонениях в развитии ребенка, препятствующих обучению в массовой школе.

К. с. ш. занимаются приемные комиссии, организуемые при городских (областных, краевых) отделах народного образования и министерствах просвещения автономных республик. В состав комиссии входят: представитель отдела народного образования, представители спец. школы (директор, учителя), врачи (общего и спец. профиля). На основании документов и обследования ребенка комиссия принимает решение о направлении его в соответствующую спец. школу.

При направлении детей в спец. школу от родителей (или лиц, их заменяющих) требуются: заявление и медицинское заключение об отклонениях в развитии ребенка, справка о состоянии здоровья, педагогическая характеристика (если ребенок раньше учился в школе другого типа или был в детском саду), документ о возрасте, справка с места жительства.

В конце уч. года педагогический совет спец. школы выносит заключение о соответствии состава уч-ся данному типу школы. Директор несет персональную ответственность за правильное комплектование и своевременный перевод детей в необходимых случаях в спец. школу др. типа.

К. с. ш. для глухих, слабослышащих и позднооглохших проводится на основе дифференциации детей с недостатками слуха. При этом учитываются состояние слуха, степень его сохранности и возможность самостоятельного накопления с помощью слуха речевого запаса, а также уровень самостоятельно развившейся речи.

В школу для глухих принимаются дети, полностью лишенные слуха, и дети с остаточным слухом, который, однако, не позволяет им самостоятельно накапливать речевой материал (при тональной аудио-метрии у этих детей обнаруживается потеря слуха свыше 80 дб).

В школу для слабослышащих и позднооглохших принимаются дети, различающие речь (слова, фразы) обычной разговорной громкости на расстоянии не более 2—3 м от уха (минимальный слух, необходимый для восприятия речи разговорной громкости хотя бы у ушной раковины) и имеющие вследствие недостаточности слуха нарушения речи различной степени. В школе для слабослышащих должны обучаться также позднооглохшие дети (еж.).

В I отд. школы принимаются слабослышащие и позднооглохшие дети с некоторыми недостатками речи (косноязычие, небольшой аграмматизм). Во II отд. принимаются слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием (ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, искаженное произношение, отклонения в письме, затруднения в понимании устной речи и читаемого текста).

При отборе детей в школу для слабослышащих и позднооглохших комиссия, в состав которой входит врач-оториноларинголог, устанавливает состояние слуха ребенка и уровень его речевого развития. Слух определяется по данным восприятия разговорной и шепотной речи (если имеются данные тональной аудиометрии, они учитываются наряду с данными проверки слуха на речь). Уровень речевого развития выясняется в результате индивидуальной проверки словарного запаса, произношения и навыков владения самостоятельной описательно-повествовательной речью.

Уровень развития разговорной речи определяется путем беседы. Развитие описательно-повествовательной речи проверяется с помощью разговорной речи, описания сюжетной картины или серии картин, пересказа прочитанного или прослушанного (на расстоянии, доступном для слухового и зрительного восприятия), а также в процессе чтения и письма (для грамотных детей). При определении уровня речевого развития необходимо учитывать степень и характер понижения слуха, время возникновения тугоухости, индивидуальные особенности ребенка и условия его развития до поступления в школу.

Во вспомогательную школу направляются умственно отсталые дети. По инструкции о комплектовании вспомогательной школы туда могут быть направлены дети по следующим медицинским показаниям:

а) олигофрения в степени дебильности;

б) интеллектуальная недостаточность, обусловленная травматическим поражением мозга; в) эпилепсия, сопровождающаяся снижением интеллекта (только при условии редких ночных припадков); г) дементная стадия шизофренического процесса (без выраженных психопатических симптомов).

При переводе детей из массовой школы во вспомогательную особое внимание должно быть обращено на правильное определение причины неуспеваемости ребенка в массовой школе, т. к. во многих случаях неуспеваемость не связана с умственной отсталостью, а является результатом педагогической запущенности или сопутствует временным задержкам психического развития ребенка. В таких случаях ребенок может продолжать учиться в массовой школе, где

при создании определенных условий его неуспеваемость вполне преодолима. Поэтому комиссия по отбору детей во вспомогательную школу состоит из врача-психиатра, логопеда и учителя школы, где обучается ребенок.

Во многих зарубежных странах отбор детей во вспомогательные школы производится на основании метода тестов, без учета того, в каких условиях развивался ребенок, имеет он или не имеет органическое поражение мозга. Такая практика отбора детей во вспомогательные школы в нашей стране отвергнута.

Основными принципами отбора детей во вспомогательные школы являются: а) комплексное изучение ребенка (врачебное, психолого-педагогическое, логопедическое); б) обязательное установление особенностей развития ребенка, его положительных возможностей; в) длительное наблюдение за ребенком в условиях игровой, уч. и трудовой деятельности в семье, детском коллективе (в школе, интернате).

Приемные комиссии изучают и определяют уровень школьных знаний, умений и навыков ребенка. Однако эти данные не могут быть единственным критерием отнесения ребенка к числу умственно отсталых.

В школы для слабовидящих направляются дети, имеющие остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции (очки). Такое резкое снижение зрения препятствует обучению в массовой школе. Однако зрение слабовидящих продолжает оставаться для них ведущим анализатором, в отличие от детей, направляемых в школы для слепых. При направлении детей с недостатками зрения в спец. школы основными показателями являются данные офтальмологического обследования. Кроме остроты зрения, учитываются и другие нарушения (поле зрения, цветовое зрение и т. д.). При других нарушениях зрения ребенок может быть направлен в школу слабовидящих и при остроте зрения, превышающей 0,2. Дети, имеющие остроту зрения выше 0,05, у которых процесс резкого понижения зрения не закончен и, по заключению глазного врача, приведет к потере зрения, должны быть направлены в школу для слепых. Приемная комиссия учитывает также уровень развития зрительного восприятия детей, навыки ориентировки и их индивидуальные особенности.

В школы для слепых направляются дети, имеющие остроту зрения ниже 0,05.

В школы для детей с нарушениями речи принимаются дети со сложными речевыми недостатками, препятствующими их обучению в массовой школе. Поэтому в приемной комиссии участвуют врач-психоневролог и учитель-логопед.

Школа для детей с нарушениями речи состоит из двух отделений: I отд.— для детей, имеющих тяжелые формы заикания (еж.), II отд.— для детей, страдающих алалией, афазией, тяжелыми формами дизартрии и дислалии, нередко осложненными заиканием, алексией, аграфией {см.) или резко выраженной дисгра-фией {см.),

В школу для детей с нарушениями речи не принимаются: дети, имеющие снижение слуха, страдающие олигофренией, требующие наблюдения врача-психиатра, спец. ухода и надзора, страдающие частыми эпилептическими припадками, дети-инвалиды, неспособные себя обслуживать и требующие особого ухода, а также дети, речевые нарушения которых могут быть преодолены с помощью логопедических занятий на логопедических пунктах. Среди детей, страдающих недостатками слуха или зрения, встречаются такие, у которых глухота (тугоухость) или слепота (слабовидение) осложнены умственной отсталостью. Таких детей обычно объединяют в спец. классы, создаваемые при одной из спец. школ области.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: