Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Компенсация нарушенных функций

сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций вследствие перенесенных заболеваний или травматических повреждений.

Компенсаторная перестройка включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних.

В результате развития процессов К. функциональный дефект, вызванный повреждением, в той или иной мере возмещается.

После повреждения или заболевания, вызывающего нарушение работы какой-то системы организма, наблюдаются изменения в функциях организма, идущие в двух направлениях. С одной стороны, вследствие тесной взаимосвязи органов и систем и сопряженного их развития каждый частный дефект приводит к изменению др. функций — в организме возникают вторичные патологические процессы. С другой стороны, включаются защитные средства организма, мобилизуются разнообразные резервные ресурсы, возникают различного рода перестройки и замещения, которые противодействуют прогрессирующему развитию патологических процессов.

В зависимости от характера нарушений, состава и структуры нарушенных функций, восстановление функций осуществляется разными путями и средствами. Важнейшую роль в развитии К. при самых различных повреждениях играет центральная нервная система. Поэтому в формировании механизмов К. установлены некоторые общие закономерности, и прежде всего то, что они формируются по законам условных рефлексов.

Для дефектологии особое значение имеют вопросы К. поражений центральной нервной системы, в том числе анализаторов. При повреждении центральной нервной системы нейродина-мическая перестройка захватывает все основные ее отделы: подкорку со сложными безусловными рефлексами и кору, включающую первую и вторую сигнальные системы, осуществляющие сложную аналитико-синтетичес-кую деятельность. При этом изменяются характер связей и взаимодействия между различными отделами коры больших полушарий мозга, отношения между периферическими и центральными процессами, между корой и подкоркой, между рецепторными (воспринимающими) и эффекторными (исполнительными) аппаратами, и, таким образом, в процессах компенсации участвует весь организм в целом.

При повреждении нервной системы важную роль в процессах К. играют два фактора: 1) многолинейность, многосторонность связей между различными отделами нервной системы; 2) пластичность нервных центров, клеток этих центров, способность изменять темп и характер своей работы под влиянием изменения сигнализации от воспринимающих аппаратов. При процессах К., связанных с повреждением анализаторов, изменяется именно сама сигнализация от внешней среды, поступающая через анализаторы и регулирующая деятельность организма.

Поэтому в начале развития процесса К. используется афферентация с др. органов и систем регулирования, коррекции и управления движениями. По мере отработки образовавшихся связей характер афферентации изменяется. Количество вовлеченных в процесс обходных путей в нервной системе сокращается. Остается только то, что необходимо для осуществления рабочего акта.

Перестройка коренных процессов, обусловленная нарушением анализаторов, вносит изменения в характер познавательной. деятельности человека. В результате перестройки нервных процессов облегчаются восприятие предметов, формирование представлений, развитие речи и мышления. При хорошо организованном сенсорном опыте отпадает необходимость каждый раз прибегать к непосредственно чувственному опыту и возникает возможность широко опираться на умственные операции, логическую память, целенаправленное внимание, на воссоздающее воображение и др. высшие формы познавательной деятельности. Однако при затруднениях в связи с изменением ситуации возникает необходимость в применении развернутого анализа и синтеза с широким привлечением обходных путей и косвенных сигналов.

Характерной особенностью познавательных процессов при тех или иных нарушениях анализаторов является системный характер организации психической деятельности. Благодаря этому отдельные звенья познавательных процессов, несмотря на нарушения, в процессе развития постепенно начинают свертываться, автоматизироваться. При этом в процессах анализа и синтеза широко участвуют данные, полученные с помощью разных анализаторов. Высшие формы

К. выражаются в создании возможности всестороннего развития личности человека. Гармоническое развитие физических и умственных способностей аномальных детей предполагает: возможность овладения знаниями основ наук и искусства, формирование коммунистического мировоззрения, овладение научно-техническими основами производства, выработку умения творчески применять знания на практике, формирование способности к систематическому труду, развитие высоких моральных качеств.

В процессах К. у человека выступает особая роль сознания, обусловленного социально-трудовыми отношениями.

Сознательная целенаправленная деятельность, в процессе которой развивается компенсаторная перестройка, захватывает все стороны личности человека, а поэтому развитие К. у человека носит качественно иной характер, чем у животного. При нарушении или утрате функций у животных К. сводится к биологической приспосабливаемости организма, в результате которой устанавливается уравновешивание организма со средой. К. у человека представляет глубоко своеобразный процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит единство биологических и социальных явлений. Определяющими в развитии процессов К. у человека являются сознательная трудовая деятельность и общественные отношения, в которые он вступает в процессе этой деятельности.

Существуют разные формы К. При т. н. органической или внутрисистемной К. перестройка сохранных или замещение утраченных функций осуществляется за счет использования. защитных механизмов данной функциональной системы.

Межсистемные формы К. наблюдаются при значительном повреждении органов; при этом перестройка функций осуществляется за счет привлечения афферентных импульсов с др. сохранных анализаторов.

Компенсаторная перестройка может возникать автоматически. Автоматическая К. происходит лишь при легких частных повреждениях тех или иных органов и систем. При автоматической К. не происходит прокладывания новых афферентных и эфферентных путей и образования новых связей для восстановления и замещения нарушенных функций, не требуется применения спец. системы обучения и воспитания для восстановления нарушенных функций.

При более или менее значительных повреждениях организма К. развивается постепенно, имеет определенные стадии развития, характеризук)щиеся особым составом и структурой динамических систем нервных связей. Компенсаторные процессы у человека, вследствие участия в них большого числа разнообразных структурных элементов, зависят от многих условий. К их числу относятся состав и структура нарушенных функций, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, возраст, в котором возникло повреждение тех или иных органов и систем, уровень физического и психического развития, степень тяжести нарушения, давность утраты или повреждения функций, реакция личности на дефект и, наконец, целый ряд социальных условий (образование, содержание и условия деятельности, социальные отношения, сохранение определенного положения в трудовом коллективе, прочность социальных позиций и т. п.).

Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся функций предполагает применение спец. системы обучения, воспитания и развития аномальных детей, в ходе которой формируются способы компенсации.

Rambler's Top100
туры в египет для компаний. Организуем отдых египет отели делюкс.
Самая актуальная информация купить набор ключей для велосипеда у нас на сайте.
Для ведущего регионального новостного портала калининграда.
Контактный е-mаil: