Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Коллектив детский

группа детей, объединенная совместной деятельностью (в учении, игре, в быту, общественно полезной работе), единством цели и складывающейся в процессе этой деятельности системой взаимоотношений.

В К. воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи, организованности, дисциплинированности. Вне К. нельзя удовлетворить разнообразные запросы детей, дать простор развитию их индивидуальных особенностей и вместе с тем воспитать их в духе коллективизма.

Требования К. должны сочетаться с глубоким уважением к личности. Определяющее значение для развития К. д. имеет содержание и характер коллективной деятельности. Общественная значимость деятельности повышает роль труда, в коллективном труде уч-ся особенно чувствуют необходимость объединить свои усилия, чтобы добиться успеха.

Отношение товарищеского сотрудничества формируется в общественной деятельности. Включаясь в систему внутриколлективпых отношений, каждый воспитанник переживает чувство своей причастности к общим делам и интересам, усваивает необходимые формы общественного поведения. Так возникают и развиваются высокие нравственные качества личности.

Если К. д. злоупотребляет правом воздействия на отдельных членов, администрирует (под давлением взрослых, вследствие присущей детям прямолинейности, из-за неправильного понимания своих задач), он тормозит духовное развитие личности и, следовательно, сохраняет лишь видимость К.

Детский коллектив, возникающий в спец. детских садах и школах, как и детский коллектив в массовых детских учреждениях, проходит в своем развитии ряд стадий. Постепенно обогащается содержанием коллективной деятельности, совершенствуются формы жизни. Общая линия развития К- расширение полномочий и предостав ление ему большей самостоятельности и ответственности.

В организации жизни и деятельности К. в детском саду и в младших классах школы большая роль принадлежит учителю и воспитателю. В средних и старших классах в воспитании принимают участие комсомольская, пионерская и ученическая организации.

Элементы формализма проникают и в детскую среду. Они проявляются в том, что К. Д. или его руководящие органы не знают интересов отдельных детей (отрядов, классов, групп), пренебрегают ими, предъявляют необоснованные требования и обвинения, ставят на первый план внешние показатели. Существенное условие успешной деятельности К. д.— правильная его

Общественно полезный труд учащихся вспомогательной школы в летние каникулы.

В К. уч-ся старшего возраста ученическое самоуправление устанавливает конкретные цели и задачи. К. распределяет обязанности между его членами и ведет учет результатов совместной деятельности.

Один из методов воспитания у детей ответственности за порученное дело и взаимопомощи — соревнование.

К. Д. перестаёт нормально развиваться, если педагоги скрывают отдельные конфликты, заботясь лишь о внешнем благополучии, не вникают в истинные мотивы поступков детей.

К. Д. могут быть постоянными по составу или создаваться на время для выполнения опред. задач. Эти формы организации следует сочетать, тогда предупреждается возникновение и развитие многих недостатков, являющихся следствием ограничения и замыкания в себе какого-либо К. Тенденция к обособлению легко возникает в небольшом К.

Если ее не предотвратить, могут развиться отрицательные явления: дружба перерождается в круговую поруку, появляется групповой эгоизм. Маленькие К. особенно легко возникают среди глухих и слабослышащих людей, слепых и т. д. Поэтому спец. школа должна проявить особую заботу и готовить своих выпускников для жизни и производственной деятельности среди нормальных людей в общих К.

К. Д. в спец. школах развивается по тем же законам, что и в массовых. Однако для различных К. аномальных детей характерны свои особенности, отсюда и специфика их организации. К. строится на основе практической совместной деятельности.

К. глухих детей формируется прежде всего на основе практической деятельности, совместного выполнения задач. Из-за отсутствия или недостаточного развития словесной речи важнейшее средство общения для глухих детей, особенно на первых этапах обучения,— пантомима и мимико-жести-куляторная речь. По мере овладения словесной речью все большее значение приобретают дактилология и устное слово.

Практическое общение слепых детей затруднено вследствие недостаточной пространственной ориентировки и трудностей, связанных с совместным и одновременным выполнением практических задач. Для организации слаженного

К. важно использовать как можно больше практические коллективные работы, помогающие слепым детям преодолеть затруднения в пространственной ориентировке, в движениях.

В отличие от глухих слепые дети с раннего возраста овладевают речью. Богатая речевая практика слепых детей используется учителями и воспитателями как одно из средств объединения К. в уч. деятельности, в общественно полезном труде и играх, а также для создания общественного мнения.

Организация К. во вспомогательной школе требует предварительной подготовки. Разобщенность детей, приходящих во вспомогательную школу, связана с недостатками их интеллектуального развития и некоторыми нарушениями поведения.

Во вспомогательной школе в большей мере, чем в других, требуется тщательное изучение состава детей, что позволяет учителю и воспитателю индивидуализировать подход к каждому ребенку, помочь ему овладеть необходимыми правилами поведения на уроке и в школе и включить его в работу К. Роль учителя и воспитателя в организации работы

К. Д. вспомогательной школы остается доминирующей на протяжении всего периода обучения.

Объединение аномальных детей в спец. К. вызывается необходимостью применения спец. методов обучения и воспитания. Однако К. Д. спец. школ тесно связаны с К. массовых школ. Эта связь — необходимое условие правильного развития аномальных детей. Она помогает создать у них чувство уверенности в своих силах, воспитывает понимание общности интересов и задач всех коллективов и подготовляет их к жизни и деятельности в социальной среде.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: