Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Классный руководитель

учитель, организующий повседневную учебно-воспитательную работу в классе, осуществляющий организацию и воспитание классного ученического коллектива.

В начальных классах спец. школ (1 — IV) обязанности К. р. выполняют учителя, ведущие эти классы. Начиная с V класса К. р. назначается директором школы из числа учителей, работающих в данном классе. Обычно К. р. назначается учитель родного языка и литературы, который ведет данный класс до выпуска.

Основные задачи работы К. р. состоят в следующем: организация детского коллектива, воспитание у уч-ся коммунистических убеждений, трудолюбия, коллективизма, всестороннее развитие уч-ся, вовлечение их в активную общественную работу.

В содержание работы К. р. входит систематическое изучение классного коллектива и каждого ученика. С этой целью К. р. следит за посещаемостью уроков, успеваемостью и дисциплиной уч-ся, изучает их интересы, способности, характер, бытовые условия в семье и пр. В связи с этим многие К. р. ведут дневники, систематически анализируя сделанные в них записи наблюдений, используя последние при планировании своей работы с классом и отдельными детьми.

К. р. организует работу по повышению успеваемости, укреплению дисциплины, подготовку уч-ся к жизни и производительному труду; он содействует также повышению общего и речевого развития школьников, воспитанию у них навыков общественно полезного труда, организует культурный отдых детей. К. р. ведет индивидуальные и общеклассные беседы, классные собрания (обычно во время т. н. часа К. р.), читает и обсуждает с уч-ся книги, организует общественно полезнын труд (в том числе и дежурства по классу), руководит организацией классных выставок, уголков природы, выпуском стенных газет, классных журналов, привлекает уч-ся к работе в общешкольных кружках. К. р. занимается подготовкой выступлений для участия в общешкольных праздниках, организует мероприятия, способствующие формированию навыков речевого общения с нормально слышащими и говорящими детьми и взрослыми (для глухих, а также для детей слабослышащих и страдающих речевыми расстройствами, обучающихся во II отд. соответствующих спец. школ). К. р. проводит экскурсии, походы в кино, театры, проверяет и подписывает дневники уч-ся.

К. р. оказывает конкретную помощь в работе классной и школьной ученических организаций, а также пионерской (комсомольской) организации класса. В тесном контакте с ними К. р. воспитывает у школьников самостоятельность и активность, товарищескую взаимопомощь, сознательную дисциплину и пр.

В содержание работы К. р. входит обеспечение совместно с другими учителями класса и прикрепленным воспитателем единого педагогического подхода как к классному коллективу в целом, так и к отдельным уч-ся спец. школ, а также координация внеклассных мероприятий, осуществляемых учителями класса с воспитателем.

К. р. ведет постоянную работу с родителями уч-ся, добиваясь единого подхода в воспитании ребенка в школе и семье, в использовании единой системы средств речевого общения с глухими и слабослышащими детьми. Он добивается также закрепления в семье тех результатов спец. обучения речи, которые были достигнуты у глухих, слабослышащих, страдающих различными расстройствами речи, а также умственно отсталых детей. С этой целью К. р- проводит индивидуальные беседы с родителями уч-ся, общеклассные родительские собрания, лекции для родителей по вопросам воспитания ребенка в семье и по вопросам работы над речью ребенка, демонстрации научно-популярных кинофильмов, посещает семьи уч-ся на дому, привлекает родителей к проведению различных внеклассных мероприятий, к работе родительского комитета школы, к посещению уроков.

В исключительных, особо трудных случаях, когда родители систематически проявляют недостаточное внимание к ребенку или оказывают отрицательное влияние на него, К. р. обращается за помощью в совет содействия семье и школе на предприятия, где работают родители.

К. р. следит за правильным заполнением классного журнала учителями-предметниками, ведет учет посещаемости уч-ся, заполняет в конце каждой уч. четверти и года ведомость об успеваемости, посещении уроков и поведении уч-ся. К. р. отвечает за состояние личных дел уч-ся и по мере надобности делает заявки о необходимости проверки состояния здоровья того или иного ученика врачом-специалистом (окулистом, отоларингологом, невропатологом и др.). При переводе ученика в др. школу К. р. подготавливает подробную характеристику для утверждения ее на педагогическом совете школы.

План работы К. р. составляет на уч. четверть, иногда на полугодие, в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы, с учетом планов К. р. параллельных классов, а также планов пионерской (комсомольской) организации своего класса и школы. В плане указываются конкретные мероприятия, формы, методы и сроки их проведения. План обсуждается на методическом объединении К. р. и утверждается директором школы или заведующим уч. частью. К. р. периодически отчитывается о своей работе на педагогическом совете или методическом объединении К. р. Директор школы руководит работой К. р., а также работой методического объединения К. р.

В вечерних (сменных) спец. школах взрослых особенности работы К. р. определяются возрастом и уровнем развития уч-ся. Особое внимание здесь уделяется индивидуальной и групповой уч. консультации. К. р. таких школ поддерживают связь с предприятиями, колхозами и совхозами, где работают уч-ся.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: