Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Интересы аномальных детей

активное эмоционально-познавательное отношение к предметам и явлениям окружающей жизни, к уч., трудовой и игровой деятельности, побуждающее аномального ребенка заниматься ею по собственному желанию. Осуществление любой деятельности тесно связано с наличием И. как одного из важнейших стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, достижения успеха в той или иной области. При проявлении И. к учению знания усваиваются прочно, при отсутствии И. уч. материал быстро забывается, не находит практического применения.

Особенности развития аномальных детей и характер дефекта отражаются на процессе формирования их И. Для различных категорий детей характерна ограниченность, односторонность И. Так, напр., у глухих без правильного руководства развиваются И. преимущественно к практической деятельности, к спорту и недостаточно — к познанию, к основам наук; у слепых детей развиваются

И. преимущественно к гуманитарным наукам, к музыке. При целенаправленном педагогическом руководстве у детей с нарушениями слуха и с первичными нарушениями речи возникает особый И. к овладению языком слов и др. видам уч. и трудовой деятельности, у слепых — к практической деятельности и физическому труду. Умственно отсталые дети проявляют недостаточный И. к уч. и трудовой деятельности; нередко они склонны к механическим действиям. Под руководством опытных учителей круг их интересов расширяется, интересы становятся разнообразнее и устойчивее.

Нужна спец. воспитательная работа, направленная на расширение их И., т. к. развитый И. — могучее побудительное средство в уч. и трудовой деятельности. Он помогает аномальным детям преодолевать многие трудности, возникающие при овладении знаниями, умениями и навыками. Очень важно обогатить сознание аномального ребенка разнообразными впечатлениями, необходимыми для развития познавательных И. в нужном направлении, знаниями и навыками в этой области; оснастить их деятельность необходимым оборудованием, спец. техникой, наглядными пособиями и т. д., обеспечивающими эффективность и успешность их деятельности.

Воспитательная работа, содействующая пробуждению И. у аномальных детей, заключается также в формировании у них положительных эмоций в процессе деятельности и положительного эмоционального отношения к педагогу, организующему эту деятельность. Педагог разъясняет детям общественное значение и смысл их деятельности доступными аномальным детям средствами.

Это и рассказ, и ознакомление с биографиями деятелей в данной области, и особенно тех, кто, имея те или иные нарушения (слуха, зрения, речи), занял в жизни почетное место. В процессе самостоятельной деятельности аномальных детей у них возникают вопросы. В опытах, наблюдениях, беседах под руководством педагога они находят на них ответы. Подача нового материала, которая в младших классах опирается на занимательность, а в дальнейшем рассчитана на воспитание И., проводится не в форме изложения готовых знаний, а в форме совместного и все более самостоятельного поиска решения поставленной задачи. Задача ставится педагогом, а затем при тактичном руководстве педагога решается детьми. Таким путем достигается максимальная активизация деятельности аномальных детей, повышается ее эффективность и пробуждается к ней интерес. При этом разнообразные средства активизации И. основываются на следующих положениях: 1) задания должны быть преодолимыми, т. е. не слишком легкими, но в меру трудными (это требует со стороны учителя учета возможностей аномальных детей и индивидуального подхода к ним); 2) необходимо опираться на имеющийся у детей опыт и уже выявившиеся И.; 3) подбор и методы преподавания новых знаний должны будить самостоятельную мысль у уч-ся, вызывать умеренное напряжение при решении возникающих вопросов, на которые дети могут дать правильные ответы путем посильных для них наблюдений и опытов. Успех воспитательной работы по развитию И. у аномальных детей в значительной мере зависит от педагогического умения и личных качеств педагога. Особенно важны внимание, чуткость, справедливое отношение к детям, разумная требовательность к ним наряду с большой требовательностью к себе.

Систематическая организация самостоятельной активности аномальных детей в познавательной и трудовой деятельности способствует формированию у них стойких И. Это очень важно для усвоения знаний и овладения различными видами самостоятельной деятельности.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: