Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Инспектирование специальных школ

проверка работы учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей, оказание необходимой помощи в устранении выявленных недостатков, изучение и распространение положительного опыта. Проводится инспекторами спец. школ министерств просвещения автономных и союзных республик, областных (краевых), городских отделов народного образования.

При И. с. ш. проверяются: правильность комплектования школы, выполнение уч. программы, состояние воспитательной работы, трудового и политехнического обучения, методы преподавания, качество знаний, уровень воспитательной работы в школе.

Инспектор изучает состав учителей и воспитателей, их квалификацию, работу по повышению педагогической и спец. квалификации, идейно-политического уровня, знакомится со стилем и методами работы руководства директора и завуча школы, проверяет работу педагогического совета и мето-добъединений, организацию педагогической пропаганды среди родителей, посещает уроки, занятия в уч. мастерских, на уч. пришкольном сельскохозяйственном участке, наблюдает работу уч-ся на производственной практике. Инспектор проверяет состояние уч. оборудования школы, логопедических и слуховых кабинетов, мастерских, спортивных помещений, ученических и учительских библиотек, использование и порядок хранения уч. и наглядных пособий, в том числе наглядные пособия и дидактический раздаточный материал, созданный силами учителей и учащихся (самодельные пособия). Особое внимание при этом должно быть обращено на наличиеспец. уч. оборудования и технических средств, используемых в обучении, таких, напр., как звукоусиливающая аппаратура в школах для детей с недостатками слуха или спец. пособия со звуковой сигнализацией в школе слепых и т. п.

И. может быть фронтальным, охватывающим все важнейшие вопросы жизни школы и выборочным, когда проверяются только некоторые стороны работы, тематически направленным на изучение какого-либо одного вопроса (например, состояния развития устной речи в школе для глухих детей).

В школе для глухих и слабослышащих детей особое внимание обращают на развитие речи, произношение, проверяют работу слухового кабинета, использование слуховой аппаратуры; в школе для слепых — спец. оборудования и приборов, во вспомогательной школ е— работу логопедического кабинета. Особое внимание уделяется осуществлению индивидуального подхода в обучении умственно отсталых детей.

Инспектор спец. школ привлекает к проверке опытных учителей-дефекто-логов и др. специалистов.

Основные методы И.: изучение документации (личных дел и медицинских карт уч-ся, режима дня, планов, классных журналов, ученических работ), посещение уроков, внеклассных занятий, беседы (с руководством школы, учителями и воспитателями, уч-ся, родителями, представителями партийной и местной профсоюзной организаций).

Вскрывая при проверке недостатки в работе, инспектор рекомендует меры для их устранения. Для оказания помощи школе в организационных и финансовых вопросах инспектор обращается к соответствующим советским и общественным организациям.

По окончании обследования инспектор сообщает педагогическому совету школы свои выводы, составляет и передает директору акт проверки, вносит предложения по улучшению работы школы.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: