Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Инициативная речь аномальных детей

самостоятельная (устная, дактильпая, письменная) речь, которая осуществляется ребенком по собственному побуждению (по собственной инициативе), без спец. задания или вопроса со стороны взрослых. Беседу между детьми, возникшую без побуждения взрослых, также можно назвать И. р.

Возникновение И. р. требует: а) наличия хотя бы небольшого запаса слов; б) некоторого уровня развития связной, фразовой речи; в) установления контакта между детьми; г) пробуждения доверия ко взрослому, к которому обращена речь ребенка, и желания с ним общаться; д) развития потребности и мотивов общения словесной речью. У нормальных детей И. р. возникает, как правило, на втором году жизни. Развитие И. р. а. д. задерживается вследствие: а) недоразвития речи — первичного у алаликов, вторичного — у глухих (в результате нарушения слуха) и у умственно отсталых (в результате нарушения интеллекта); б) трудности установления контакта из-за отсутствия зрения (у слепых), слуха и речи (у глухих) или вследствие интеллектуальной неполноценности (у умственно отсталых); в) отсутствия педагогических условий, содействую-. щих развитию самостоятельной и, в частности, И. р. и внешней и внутренней потребности в речевом общении.

Развитие И. р. у аномальных детей проходит ряд ступеней, дополняющих, но не исключающих друг друга: появляется И. р. прежде всего при виде предметов и действий, названия которых усвоены детьми: (Собака бежит; Автобус;

Мишка — на стуле; Упал и т. п.). Такие высказывания являются простой констатацией наличия предметов, совершившихся действий и их обозначением. Мотивы констатирующих обозначений различны: стремление разобраться в знакомых предметах и их названиях, желание снискать похвалу, гордость за свои знания и непосредственная радость узнавания. Иногда констатация имеет в своей основе просьбу, требование, призыв к помощи («салфетки нет»; «Вася ударил!»; «палец болит») или удовольствне, восхищение, удивление («поезд идет!»; «слоник!»; «нос!»). Ситуация, выражение лица, поведение детей делают понятным мотив высказывания.

Сообщение ребенка о событиях, происходящих дома, вызывается потребностью в общении, иногда уч. мотивом (практика речи) и позиционным мотивом (см. Мотивы). Наряду с этим встречается и прямое сообщение о своих знаниях. Сюда же относится выражение сочувствия или возмущения, желания восстановить нарушенный порядок. В силу неразвернутости речи констатация и сообщение выполняют разные функции и вызываются различными мотивами при одной и той же форме: по мере развития речи формы ее, функции и мотивы дифференцируются.

На более поздней ступени развития И. р. возникают оценочные высказывания, выражающие отношение ребенка к предметам, лицам, событиям («Ты — плохая, я — хорошая»; «Неряха, растрепанная»; «Люблю тетю Нину» и т. п.).

Мотивы высказываний — самоутверждение, восстановление порядка, стремление к ласке, общению и т. п.; встречаются прямые просьбы, направленные на удовлетворение своих нужд или косвенных просьб: «Дай бумагу, краски, хочу рисовать»; «Тепло на улице, сухо» (позвольте идти без пальто и галош).

На известной ступени возникают вопросы, которые служат общему развитию ребенка и развитию его речи.

Разновидность И. р. составляют беседа детей о речи, выявляющая внимание их к закономерностям языка, исправление чужих ошибок, взаимные советы по правильному употреблению И. р. Такое сознательное отношение к И. р. нередко наблюдается у обучающихся детей с нарушениями слуха или речи, начиная со старшего дошкольного возраста. У слепых оно появляется раньше. Отмечается стремление воздействовать посредством речи одного ребенка на поведение другого (мотивы, функции и форма речи обычно совпадают).

Источники развития И. р.: организация жизненного, чувственного, практического опыта детей; речевое обозначение предметов, действий, ситуаций; обеспечение богатства и разнообразия впечатлений; спец. обучение и коррекция речи; поручения и требования отчета о сделанном; общение детей друг с другом и особенно с нормальными детьми; чтение надписей, которые в изобилии (особенно в среде глухих) применяются в уч. заведении, а при контакте родителей с педагогами и в семье; правильная, четкая, доступная пониманию речь взрослых и старших детей; рассказывание, чтение с инсценировками и иллюстрациями; игра, сопровождающаяся речевым общением; систематическое общение взрослых с детьми.

Необходимо поддерживать И. р. детей, следить за общением детей между собой и со взрослыми. Важно, чтобы все окружающие ребенка лица (члены семьи, воспитатели и т. д.) знали значение И. р. для аномальных детей и способствовали ее развитию.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: