Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Игры детские

один из основных видов деятельности детей. В дошкольном возрасте И. являются ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания. В процессе И. создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности.

В И. реализуется стремление ребенка I к активности, самостоятельности, проявляются его инициатива, творчество./ И. наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение. Для И. ребенок нуждается в товарищах: ему надо кого-то «лечить», «учить», для кого-то «варить обед» и «продавать» продукты, от кого-то прятаться, кого-то ловить, с кем-то играть в лото, домино и т. д. В ходе И. ребенок учится действовать сообща, согласованно, считаться с интересами др. участников И., подчинять свои интересы общим, уступать, действовать во имя общей цели, т. е. приобретает навыки коллективной деятельности, поведения в коллективе.

И. содействуют сближению детей, формированию детского коллектива.

Все сказанное в полной мере относится и к аномальным детям. При правильно организованной воспитательной работе

И. могут стать одним из средств коррекции аномального развития. И. стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, организуют возбудимых, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения. В совместных И. воспитываются у аномальных детей чувства коллективизма, взаимопомощи, дети овладевают нормами нравственного поведения.

Поскольку И. имеют такое большое значение для развития и воспитания аномальных детей, в дошкольных учреждениях должны быть созданы все условия для детских И. Следует четко планировать в режиме дня время для И. и следить за тем, чтобы это время использовалось только для И. Планируются И. так, чтобы в течение дня ребенок мог поиграть и в сюжетно-ро-левые, и в дидактические, и в подвижные И., т. к. каждый из этих видов не заменяет собой другого. Дети должны быть обеспечены игрушками и др. предметами, которые могут использоваться для И. Необходимо приучать детей пользоваться игрушками (еж.), повседневно руководить И. детей, учить детей играть. Умение играть возникает не спонтанно, а под воздействием обучения; развитие И. существенно зависит от педагогического руководства ими. Без спец. обучения умению играть развитие И. у аномальных детей задерживается, и они не могут стать ни средством коррекции их развития, ни средством их воспитания. Обучение И. не является для спец. педагогики самоцелью, оно осуществляется ради умственного, нравственного и физического развития аномальных детей.

Основными видами И. являются: Подвижные И. — обязательное звено физического воспитания детей. Для аномальных детей этот вид И. имеет очень большое значение, т. к. значительная часть аномальных детей имеет двигательные нарушения. При правильной организации подвижные И. служат средством коррекции моторных нарушений детей.

При обучении подвижным И. глухие дети овладевают правилами, определяющими ход и цель И., практически, в процессе И. Эти правила демонстрируются детям и поясняются по ходу И. Слепым детям при обучении их новой И. подробно разъясняют правила и лишь потом выполняют их совместно в детьми. Объяснение правил И. умственно отсталым детям сопровождается показом, практическим выполнением по этапам и упражнением в выполнении правил.

Воспитатель должен следить за действием детей в ходе И. и, когда они освоят ее правила, содействовать тому, чтобы у детей складывались дружеские отношения, чтобы они не утомлялись, не перевозбуждались. И. организуют так, чтобы более пассивные, менее подвижные дети тоже выполняли в ходе И. роли ведущих. Таким образом у детей воспитывается выдержка, наблюдательность, внимание, они приобретают и закрепляют навыки поведения в коллективе.

В дошкольных учреждениях подвижные И. обязательны при каждой прогулке. И. проводятся и в помещении, на занятиях по развитию движений.

В дошкольном возрасте подвижные И. постепенно переходят в спортивные, подготавливая детей к занятиям спортом.

Дидактические И. — одно из средств развития познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Все занятия с аномальными детьми дошкольного возраста проводятся в форме И., благодаря чему дети в интересной и доступной возрасту форме усваивают уч. материал. Для проведения этих И. широко используются игрушки и спец. дидактический материал, что неизменно вызывает интерес детей и их желание заниматься. В ходе И. дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, упражняются в счете, уточняют свои представления об окружающем, закрепляют некоторые навыки самостоятельности и самообслуживания, у них развивается наблюдательность, внимание, память, мышление, речь.

Эти И. целесообразно также проводить в течение дня в свободное время (так, напр., после ужина, перед сном полезно занять детей спокойными дидактическими И.).

Сюжетно-ролевые (или творческие) И. — это И., в ходе которых дети при помощи взятых на себя ролей и использования различных игровых предметов воспроизводят жизнь взрослых людей, их деятельность, взаимоотношения. Эти И. возникают из потребности ребенка участвовать в жизни взрослых людей.

Этот вид И. имеет наибольшее значение для развития детей. В процессе сюжетно-ролевых И. дети действуют с различными предметами (сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних их качеств и дополняют воображением другие, используют одни предметы в качестве других), что совершенствует ощущения и восприятия, способствует развитию мышления, воображения. Для организации совместных действий, для осуществления согласованной деятельности в процессе И. им необходимо общаться друг с другом (это способствует развитию речи). Дети берут на себя роли (т. е. представляют себя другим лицом), совершают действия, диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие исполняемой роли. Это способствует развитию воображения, тренирует волю, в результате чего дети приобретают навыки произвольного поведения и совместной деятельности.

В процессе И. могут быть созданы такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе детей и с помощью которых можно обогащать знания детей, их речевой запас. В ходе этих И. ребенок познает мир и усваивает общественный опыт.

В процессе сюжетно-ролевых И. воспитываются любовь и уважение к людям, стремление к учению, к различным видам труда, умение и желание трудиться, воспитываются моральные чувства и качества, гуманное отношение к животным, интерес и бережное отношение к книге. В ходе этих И. дети усваивают правила общественного поведения, овладевают нормами поведения в быту и в общественных местах. В И. закладывается взаимопонимание, формируются дружеские взаимоотношения.

В И. ребенок проявляет свои интересы, качества личности, чувства. Поэтому в ходе этих И. узнается характер ребенка, его особенности, что необходимо для правильного его воспитания. В процессе И. можно успешно влиять на ребенка, его отношение к коллективу, взаимоотношения с др. детьми.

Таким образом, в условиях И. происходит формирование как отдельных психических функций (и их коррекция), так и личности ребенка в целом.

Особые трудности возникают у аномальных детей в сюжетных И. У аномальных детей ограничены источники познания окружающей действительности. У глухих детей нет слуховых ощущений и восприятий, ограничено речевое общение, что затрудняет как руководство зрительным восприятием, так и передачу ребенку опыта. Слепые дети ограничены в зрительно-двигательном опыте. Вследствие интеллектуальной недостаточности умственно отсталых детей их опыт мало осмыслен. Все это приводит к тому, что сюжеты И. у аномальных детей намного беднее, чем у нормальных, и отражают действительность, как правило, упрощенно, ограниченно. Необходимо поэтому насыщать жизнь детей впечатлениями, расширять и обогащать их опыт, чтобы у них накапливались четкие, яркие, эмоционально окрашенные представления, которые могли бы лечь в основу их И. Надо учить детей пользоваться игрушками в их прямом и условном значении.

Обучение детей И. — самое существенное условие овладения играми.

Проводить ролевые И. полезно тогда, когда у детей есть для И. не менее 30 мин., т. к. в противном случае дети не успевают развернуть И., что неизбежно вызывает их огорчение.

При правильном руководстве все виды И. содействуют физическому, нравственному и умственному развитию и воспитанию аномальных детей, помогают преодолевать последствия дефекта.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: