Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Игрушка

предмет, предназначенный для игр детей (см. Игры детские). И. побуждает детей к игре, содействует развитию воображения. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко назвал И. материальным центром игры.

Обычно И. является копией реального предмета. Поэтому действия ребенка с И. заменяют действия с реальными предметами. Поскольку И. изображает знакомый ребенку предмет, она помогает ему отобразить в игре полученные впечатления.

Давая ребенку И., чрезвычайно важно показать ему способы обращения с ними. И. только тогда приносит ребенку пользу, когда она соответствует его возрасту и он в состоянии овладеть способом игры с нею. И. должны быть привлекательными и интересными для ребенка. Необходимо приучать детей бережно обращаться с И., не ломать их, не портить, убирать после игры на место.

И. имеет такое же значение для развития и воспитания аномальных детей, как и нормальных. Следует учитывать, что из-за сенсорной или интеллектуальной недостаточности аномальные дети имеют ограниченные источники познания окружающей действительности и более бедный опыт, чем нормальные дети. Поэтому они в большей, чем нормальные дети, степени нуждаются в обучении пользованию И. Часто действия детей с И. ограничены из-за того, что ребенок не знает, как можно с ней играть, какие возможности скрыты в ней. Для того чтобы HJ стимулировала игровые действия тей, они должны знать, что и как помощью можно изображать, должнЛ уметь ею пользоваться. Необходимо показывать детям способы обращения с И., «обыгрывать» ее с ребенком прежде, чем давать для самостоятельной игры. Надо учить детей производить с И. разнообразные игровые действия, учить их использовать И. в ходе игр, заменять одни И. другими, называя при этом их именем предмета, роль которого они выполняют в игре. При этом глухим и слабослышащим детям нужно показать, как в той или иной ситуации пользуются реальным предметом, а вслед за таким показом предложить им выполнить игровое действие с И. Слепым детям сначала разъясняют, как пользоваться И., а затем помогают практически выполнить игровое действие.

В процессе обучения умственно отсталых детей обращению с ч И. целесообразно каждое игровое действие расчленить и объяснить его, а затем помочь ребенку выполнить сначала каждый этап отдельно, а затем и все действие с И.

Нецелесообразно предоставлять аномальным детям раннего дошкольного возраста для игр стилизованные, шаржированные И., неточно отражающие действительность (цветом, пропорциями). На ранних этапах обучения и воспитания аномальных детей это может привести к созданию или закреплению у детей неправильных, неадекватных представлений о действительности. Знакомство детей с такими И. может принести им пользу и доставить радость лишь тогда, когда у них уже есть четкие и правильные представления об объектах, изображаемых этими И.

В играх необходимо использовать поделки детей. Широко применяются в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста спец. И., которые используются при обучении детей правильному произношению. Сюда относятся, в частности, И. для развития дыхания.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: