Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Характеристика педагогическая

документ, отражающий поведение и успеваемость уч-ся, интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность, черты характера. В педагогической характеристике находят отражение не только особенности развития аномального ребенка, обусловленные тем или иным дефектом, но и положительные стороны его личности, его возможности. В характеристике отмечаются изменения в общем развитии и поведении школьника, происходящие под влиянием воспитания и обучения, а также успехи в овладении знаниями и навыками. Так, напр., в школе для глухих детей X. п. должна содержать сведения о развитии речи уч-ся, в школе для слепы х— о развитии пространственных представлений, во вспомогательной школе — данные о сдвигах в развитии психики и деятельности умственно отсталых детей.

В спец. школе X. п. составляет учитель на основе изучения каждого уч-ся в процессе обучения и воспитания. X. п. помогает учителю спец. школы правильно организовать педагогический процесс и улучшить качество обучения и воспитания. При составлении X. п. аномального ребенка в конце учебного года или при переходе в другую школу следует указать, как выполняется важнейшая задача учителя спец. школы — ослабление или преодоление недостатков психического развития и подготовка уч-ся к общественно полезной трудовой деятельности.

При составлении X. п. учитель должен использовать все данные, полученные при изучении уч-ся: записи наблюдений, результаты анализа письменных работ, рисунков, сведения, полученные от родителей и других членов семьи уч-ся, из детского сада и массовой школы, если ученик находился там до поступления в спец. школу. В X. п. должны найти свое отражение не только недочеты, свойственные аномальному школьнику, но и его положительные качества — то, на что педагог может и должен опираться в учебно-воспитательной работе.

При составлении характеристики необходимо насытить ее конкретными материалами, характеризующими особенности личности школьника, а именно: 1) сведениями о развитии и воспитании ребенка до поступления в спец. школу; 2) наиболее важными медицинскими показателями; 3) данными, характеризующими особенности развития речи уч-ся, психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.); 4) данными об успеваемости уч-ся; 5) данными, характеризующими отношение уч-ся к своим учебным обязанностям, к учителю, к классному коллективу, к отдельным уч-ся; 6) сведениями об участии школьника в общественной жизни класса, школы, пионерской организации; 7) сведениями об отношении уч-ся к занятиям по труду, к общественным поручениям; 8) материалами, характеризующими дисциплину уч-ся и поведение вне школы; 9) данными, характеризующими динамику развития уч-ся под направляющим воздействием школы и учителя.

В характеристике следует отразить достигнутые результаты, те изменения, которые произошли в поведении школьника, в характере овладения знаниями и навыками. Очень важно также определить задачи дальнейшего усовершенствования учебно-воспитательной работы с каждым уч-ся.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: