Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Характер

совокупность устойчивых и существенных психических особенностей человека, обусловливающих его поведение в различных жизненных ситуациях. Различают две основные группы черт: 1) проявляющиеся в моральной направленности личности человека — в его отношении к обществу, другим людям, самому себе, к труду; 2) проявляющиеся в волевых особенностях человека.

Как и другие психические свойства личности, X. не есть нечто врожденное и неизменное, он формируется в процессе жизнедеятельности человека и зависит от условий окружающей действительности.

Решающее влияние на формирование X. в детском возрасте оказывают воспитание и обучение. Как показывает передовой опыт советских спец. школ, продуманная педагогическая работа, строящаяся с учетом дефектов и индивидуальных особенностей уч-ся, способствует формированию у них правильных норм общественного поведения и таких положительных черт характера, как трудолюбие, честность, правдивость и др. Наблюдения показывают, что при правильной организации педагогического процесса глухие и слепые уч-ся проявляют необходимую целеустремленность в работе, большую настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Такие же качества обнаруживаются у умственно отсталых школьников при выполнении понятной и доступной для них общественно полезной работы.

Следует, однако, подчеркнуть, что аномальный ребенок, в большей мере, чем нормальный, нуждается в воспитательном воздействии школы и окружающих его лиц. Без этого воздействия у глухого ребенка, напр., формируются такие отрицательные черты X., как замкнутость, самонадеянность, недоверчивость. Аномальный ребенок, будучи предоставлен самому себе, попадает нередко под дурное влияние и совершает аморальные поступки.

Участие аномального ребенка в общественно полезном труде — одно из наиболее эффективных средств воспитания его X. В условиях спец. школы труд содействует формированию многих положительных черт X. у уч-ся и компенсации недостатков развития психики и деятельности, что благоприятно сказывается на всем развитии X. Как и в воспитании X. нормальных школьников, большую роль в воспитании X. аномальных школьников играет их активное участие в жизни школы, в пионерской, комсомольской организациях, школьных кружках, а также занятия физкультурой и спортом.

Велика роль школьного коллектива в формировании X. аномальных школьников. Вовлекая уч-ся в активную коллективную работу, спец. школа открывает тем самым большие возможности для их воспитания через коллектив. Совместный труд создает необходимые предпосылки для развития таких черт X., как дисциплинированность и настойчивость. Для многих аномальных школьников характерна неуверенность в своих силах, недооценка своих возможностей. На этой основе у них формируются такие нежелательные черты X., как застенчивость и пассивность. Работа в коллективе способствует их преодолению.

Решающая роль в формировании X. аномальных школьников принадлежит учителю. Направляя и регулируя жизнь и деятельность аномального ребенка, побуждая его к общественно полезной трудовой деятельности и поведению, отвечающему нормам морали, учитель спец. школы способствует формированию у него положительных черт X.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: