Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Глухонемота

отсутствие или глубокое нарушение слуха и связанное с этим отсутствие речи.

Нормально слышащий ребенок овладевает речью путем подражания речи окружающих на основе слухового ее восприятия. При врожденной глухоте, а также в тех случаях приобретенной глухоты, когда она наступает в доре-чевом периоде или на самом начальном этапе развития речи, ребенок не может овладеть речью без спец. приемов обучения. Не слыша речи окружающих, глухой ребенок лишен возможности подражать ей, поэтому он не может овладеть словесной речью; если же у него к моменту потери слуха был некоторый речевой запас, то при отсутствии спец. воспитания и обучения этот запас постепенно утрачивается. Таким мобразом, термин Г. отражает наличие причинной зависимости между отсутствием речи (немотой) и поражением слуха (глухотой) и противопоставляется «слухонемоте» (см. Алалия, Афазия), характеризующейся отсутствием или недоразвитием речи при нормальном слухе. Каких-либо органических поражений речевого аппарата как в периферическом его отделе, т. е. в исполнительных органах речи, так и в центральном, т. е. в слухоречевой и речедвигательной областях мозговой коры, у глухонемых, как правило, не наблюдается.

Поскольку отсутствие речи при Г. является следствием глухоты, всякие врожденные аномалии слухового органа и патологические процессы, вызывающие стойкое и глубокое двустороннее нарушение слуховой функции, могут повести к Г.

Врожденный характер нарушения слуха отмечается у 25—30% глухонемых. Роль наследственного (генетического) фактора как причины врожденной Г. в прежние годы очень преувеличивалась, однако этот фактор, несомненно, имеет некоторое значение: известно, напр., что у глухонемых родителей дети рождаются глухими чаще, чем у слышащих. В основе наследственно обусловленной Г. чаще всего лежат аномалии ЭдМбрионального развития органа слуха в виде полной или частичной аплазии (отсутствия) внутреннего уха.

В возникновении приобретенной глухоты как причины Г. основную роль играют детские инфекционные болезни, в первую очередь эпидемический цереброспинальный менингит . Непосредственной причиной глухоты в этих случаях является поражение нервных элементов внутреннего уха или ствола слухового нерва. В последние годы в связи с применением новых лечебных препаратов роль цереброспинального менингита в этиологии Г. несколько снизилась. Однако приходится учитывать, что в прежнее время из-за отсутствия эффективных методов лечения заболевание менингитом почти всегда приводило к смертельному исходу, теперь же больные менингитом в большинстве случаев выздоравливают, поэтому, несмотря на падение заболеваемости менингитом и снижение процента ушных осложнений, болезнь эта все-таки остается одной из наиболее частых причин Г.

Лишь у немногих глухонемых слух полностью отсутствует, в частности отсутствует реакция на громкий голос. Большинство же глухонемых различают громкий голос, а некоторые воспринимают и звук голоса обычной разговорной силы у самой ушной раковины или на небольшом расстоянии от нее. При аудиометрическом исследовании обнаруживается, что имеющиеся у глухонемых остатки слуха неодинаковы и отличаются гл. обр. по диапазону воспринимаемых частот (см. Остаточный слух у глухих детей).

У большинства глухонемых наблюдаются нарушения функции вестибулярного аппарата; обычно они не резко выражены и, будучи достаточно компенсированными, выявляются лишь при спец. исследовании. Нарушения вестибулярной функции чаще встречаются в случаях приобретенной глухоты.

Многие глухонемые имеют те или иные дефекты голоса: недостаточную звучность, не соответствующую возрасту высоту голоса, фальцет, гнусавость, крикливость. Качество голоса в значительной мере зависит от времени потери слуха и от объема остаточной слуховой функции. Обычно более звучным голосом и более естественным тембром обладают глухонемые, потерявшие слух в сравнительно позднем периоде и сохранившие значительные остатки слуха.

Обычное, или так называемое витальное, дыхание не отличается у глухонемых сколько-нибудь заметно от нормы; в то же время речевое дыхание (см. Дыхание речевое) имеет у них существенные особенности. В связи с ограниченностью речевой практики глухонемые не приобретают в достаточной степени специфических навыков, характеризующих нормальное речевое дыхание, а именно навыков длительного выдоха и экономного расходования воздуха; у них и при речи сохраняется короткий свободный выдох, свойственный обычному дыханию в покое. Поэтому речь у многих глухонемых носит «рубленый» характер, т. е. прерывается паузами для вдоха после каждого произнесенного слова. По мере овладения устной речью дефекты голоса и речевого дыхания в значительной степени устраняются, а при раннем (дошкольном) обучении могут быть предупреждены.

Распознавание Г. у взрослых и у детей старшего возраста не представляет особых затруднений. Значительно труднее диагностика Г. и отграничение ее от алалии у маленьких детей. Поводом к обращению за помощью является обычно не нарушение слуха, а задержка в развитии речи либо распад речи, уже начавшей формироваться. Диагностика основывается на определении истинного состояния слуха и установлении взаимосвязи между нарушением развития речи и состоянием слуха. Нередко эта диагностика требует совместной работы врача-отоларинголога и сурдопедагога, а иногда привлечения и других специалистов (психоневролога, логопеда).

Прогноз в отношении восстановления или улучшения слуха при Г. неблагоприятен. Поражение слуха при Г. является, как правило, результатом законченных патологических процессов, сопровождающихся гибелью нервных элементов слухового органа. При таких процессах лечение мало эффективно. Борьба с Г. заключается в предупреждении и устранении причин, вызывающих врожденную глухоту и развитие глухоты в раннем детском возрасте, а также в преодолении ее последствий путем раннего спец. обучения и воспитан и я детей, лишенных слуха.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: