Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

География в специальной школе

уч. предмет, содержанием которого являются знания основ физической и экономической географии нашей страны и зарубежных стран. Преподавание географии вооружает уч-ся практическими умениями и навыками чтения карт, проведения измерительных работ на местности, наблюдения погоды, обработки статистико-экономических показателей, способствует подготовке уч-ся к последующей практической деятельности. Обучение географии связано с другими уч. предметами — естествознанием, арифметикой, историей — и, в свою очередь, помогает их изучению.

Впервые с элементарными географическими сведениями уч-ся знакомятся в младших классах на предметных уроках (в школах для слепых и слабовидящих — с I по III кл., в школах для глухих, слабослышащих и во вспомогательных школах — с I по IV кл.). Уч-ся наблюдают за сезонными изменениями в природе, жизни растений и -животных, в деятельности людей. В школах для слепых и слабовидящих в IV классе география изучается по программе и учебнику массовой школы «Природоведение», содержащей пропедевтические сведения по географии и естествознанию.

Систематический курс географии в школе для слепых начинается в V кл. и изучается по программе и учебникам массовой школы. С V по IX кл. уч-ся проходят четырехгодичный курс массовой восьмилетней школы, включающий физическую географию, географию частей света и важнейших государств и СССР.

В школе для глухих с VI по VIII кл. и в школе для слабослышащих в VI и VII кл. изучается пропедевтический курс географии по спец. программам и учебникам. Уч-ся знакомятся в курсе физической географии с основными общегеографическими понятиями о плане и карте, о рельефе, водах, погоде и т. д. Затем изучают общий обзор СССР и обзор по республикам, а также элементы физической и экономической географии социалистических и капиталистических стран. В IX—XII классах школы для глухих ив VIII—XII классах школы для слабослышащих изучается физическая-Г., Г. частей света и важнейших государств, география СССР по программе и учебникам для V—VIII классов массовой школы.

Во вспомогательной школе систематический курс Г. изучается с V по VII кл. по спец. программе и учебникам. Этот курс по содержанию близок к пропедевтическому курсу, изучаемому в школах для детей с недостатками слуха.

При изучении Г. в спец. школе большое значение имеют различные уч. пособия. Важнейшим уч. пособием являются карты — условное изображение земной поверхности. В спец. школе особое значение имеют рельефные карты: в школе для слепых — однотонные, в школах для глухих и во вспомогательных школах — цветные. В преподавании используются также контурные карты. Глобус как модель земного шара важен для формирования пространственных представлений при изучении формы и движения Земли, смены дня и ночи, времен года и при знакомстве с градусной сеткой. В спец. школах также используется рельефный глобус.

Большое значение, особенно в школе для слепых, имеют объемные наглядные пособия. Это модели различных географических объектов (напр., модель оврага, острова, долины реки и т. д.), динамические (подвижные) модели, изображения из влажного песка, содержание которых может меняться в ходе занятий, коллекции полезных ископаемых и горных пород, гербарии, теллурий, с помощью которого можно получить одновременно представление о суточном вращении и годовом движении Земли. Объемные наглядные пособия дают конкретные представления о форме и внешнем виде географических объектов.

Широкое применение в спец. школе находят также картины, рисунки, немые и звуковые уч. фильмы, диапозитивы. Географические диафильмы и диапозитивы содержат изображения характерных явлений в природе и в экономике. Кинофильмы дают возможность увидеть географическое явление в динамике (напр., извержение вулкана и т. д.) или в развитии (зарастание прудов и др.).

Среди методов обучения в с. ш. важнейшее место занимают наблюдения в природе и на географической площадке, экскурсии на местность и на производство, практические работы и упражнения, работа с планами, картами и глобусом, демонстрация опытов, различные виды бесед и рассказ учителя.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: