Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Формализм в знаниях

механическое заучивание учебного материала, без достаточного понимания его и умения применить знания на практике.

У детей с недостатками зрения, ввиду ограниченности их чувственного опыта, познание многих окружающих предметов, явлений и процессов, происходящих в природе, и общественных явлений происходит словесно. Значительное преобладание речевого опыта над чувственным у слепых детей может вести к формализму в знаниях. Дети с недостатками слуха из-за недоразвития речи нередко заучивают правила без понимания их смысла.

Слабое умственное развитие уч-ся вспомогательной школы затрудняет для них осмысливание уч. материала, ведет к механическому его запоминанию, что, в свою очередь, лишает детей возможности применять полученные знания и использовать их в своей деятельности.

Недооценка учителем особенностей психического развития аномальных детей (их восприятия, речи, мышления), абстрактность преподавания, изложение материала без связи с жизнью, с практикой, недостаточное использование дидактических принципов — наглядности, сознательности и активности — ведут также к формализму. Предупреждение и преодоление формализма в знаниях достигается правильным сочетанием наглядных и словесных средств обучения, вооружающих детей системой знаний и умений в процессе их активной деятельности. Особое значение имеют такие дидактические приемы и средства, как непосредственное знакомство с предметами, сравнение и сопоставление их признаков, графическое изображение предметов и моделирование. Проведение наблюдений, опытов и практических работ в классе, школьной мастерской, в уголке живой природы, на учебно-опытном участке, экскурсии и общественно полезный труд обогащают чувственно-практический опыт уч-ся, наполняют конкретным содержанием усвоенные ими знания.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: