Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Фонематический слух

способность к слуховому восприятию звуков речи, фонем. Ф. с. имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.

Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слов возникает не сразу, это результат постепенного развития. На самом раннем этапе развития речи ребенок воспринимает слова как единый, нерасчлененный звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием способности различать фонемы, входящие в состав слов. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произношением слов. У ребенка формируются тонкие, дифференцированные акустические и артикуляционные образы слов и отдельных звуков.

Развитый Ф. с. — важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов.

Иногда развитие Ф. с. у детей задерживается. Это приводит к специфическим недостаткам произношения, свидетельствующим о том, что усвоение звуковой стороны языка не закончено и вызывает трудности в овладении письмом и чтением.

В некоторых случаях может происходить постепенная утрата приобретенной способности воспринимать звуки речи. Это явление наблюдается при сенсорной афазии. Недифференцированность восприятия звуков речи и слов приводит к нарушению импрессивной речи.

Недоразвитие и нарушение фонематического слуха преодолевается путем спец. логопедических занятий.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: