Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Физическое воспитание аномальных детей

воспитание, направленное на наиболее эффективное развитие локомоторно-статических функций организма, физическое развитие и укрепление здоровья.

Физическое воспитание имеет общепризнанное значение для всестороннего развития ребенка. При регулярных занятиях улучшается работа всех органов и систем детского организма, что позволяет посредством физических упражнений существенным образом влиять на здоровье детей.

Советская система физического воспитания предусматривает его единство с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением. Физическое воспитание — неотъемлемая часть коммунистического воспитания, направленного на всестороннее развитие личности ребенка.

Физическое воспитание различных категорий аномальных детей имеет специфические особенности.

Для детей умственно отсталых, глухих, слепых, с детскими церебральными параличами и другими аномалиями развития физическое воспитание имеет большое значение не только как средство оздоровления организма и формирования двигательных навыков, но и как средство коррекции последствий дефектов и компенсации нарушенных функций.

Коррекционно-компенсаторная работа проводится в двух тесно взаимосвязанных направлениях.

1. Включение в компенсацию основного дефекта ребенка и коррекцию вторичных нарушений, обусловленных основным заболеванием, путем выполнения двигательных заданий, которые направлены на развитие мышечно-суставного чувства, ориентировки в пространстве и времени, способности ощущать темп, быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц и др.

С этой целью в системе физического воспитания аномальных детей большое место отводится упражнениям по развитию мышечных ощущений. Это упражнение в узнавании с закрытыми глазами направления и характера пассивных движений, выполнении действий по заданным движениям и по словесной

2. Преодоление дефектов физического развития и нарушений моторики у аномальных детей, у которых часто отмечается отставание роста, непропорциональность телосложения, ослабленность мышечной силы, искривление позвоночника, плоскостопие и т. д.

Со стороны моторики у аномальных детей встречаются явные парезы и параличи. Кроме того, часто встречаются стертые двигательные, нарушения, проявляющиеся в неловкости, некоординированности, скованности движений, быстрой утомляемости, в неумении выполнять сложные двигательные акты. Эти нарушения в сочетании с основным дефектом обусловливают применение патогенетически обоснованной методики и специальных приемов физического воспитания аномальных детей, строго индивидуальных по характеру дефекта.

Коррекционно-компенсаторная направленность, пронизывая весь педагогический процесс, определяет задачи и методики физического воспитания. Поэтому в работе с аномальными детьми специфичны и общие задачи физического воспитания. Одна из основных задач физического воспитания в специальной школе — укрепление здоровья и закаливание организма уч-ся. Это достигается систематическими физическими упражнениями в сочетании с закаливающими процедурами (занятия на воздухе, воздушные и солнечные ванны, обтирания водой и т. д.) при соблюдении гигиенических условий и под врачебным контролем. Большую роль играют массовые оздоровительные мероприятия в режиме дня детского учреждения: утренняя гимнастика, физкультминутки на общеобразовательных занятиях, специально организованные уроки физической культуры, игры и упражнения на воздухе, во время отдыха детей.

В специальных детских учреждениях физическое воспитание должно быть организовано таким образом, чтобы не только оказывать влияние на общее состояние воспитанников, но развивать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Так, спец. обследование различных категорий аномальных детей показало, что характерной особенностью их соматического состояния является нарушение акта дыхания. Поэтому в систему физического воспитания аномальных детей обязательно должны быть включены дыхательные упражнения, направленные на коррекцию акта дыхания, на выработку глубины, ритмичности, подвижности дыхания, регуляцию соотношения дыхания с движениями. С работой по укреплению здоровья детей тесно переплетается задача их гармонического физического развития, заключающегося в нормальной деятельности внутренних органов и систем,в выработке хорошей осанки, в достаточно высоком развитии двигательных качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости. Гармоническое физическое развитие имеет большое значение для подготовки уч-ся к трудовой деятельности.

Формирование двигательных умений и навыков у аномальных детей — это прежде всего помощь естественному процессу формирования возрастных моторных функций, развитие которых бывает нередко замедлено. Кроме того, необходимо формировать у ребенка такие двигательные умения и навыки, которые он самостоятельно не может освоить из-за основного дефекта или вторичных его последствий.

Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков у аномальных детей помогает им усвоить наиболее экономичные и правильные способы ходьбы, бега, манипуляций с предметами и др. Система физического воспитания аномальных детей направлена на формирование у них таких морально-волевых качеств, как мужество, смелость, решительность, организованность, находчивость, чувство дружбы и товарищества, привычка к порядку, четкость в работе и т. д. В физическом воспитании аномальных детей должны широко использоваться все средства советской системы физического воспитания детей и подростков. Вместе с тем они разрабатываются в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами и учетом состава детей. Так, в работе со здоровыми детьми не выделяются специально упражнения на включение в движение, на координацию, воздействующие на вестибулярный аппарат.

Считается, что любое физическое упражнение в какой-то мере используется в этих целях. Но у аномальных детей имеются настолько значительные дефекты при включении в движения, в координации движений и сохранении равновесия, что восстановить их общими гимнастическими упражнениями не удается. Необходимы специальные упражнения для коррекции и компенсации этих нарушений. Поэтому в методике физического воспитания детей с различными аномалиями развития, наряду с общими принципиальными положениями, имеются значительные отличия, которые разрабатываются на основе глубокого анализа дефектов, характерных при различных аномалиях развития. Для успешного осуществления физического воспитания аномальных детей необходимо возможно более раннее начало регулярных занятий — с ясельного или дошкольного возраста. При этом важно обеспечить связь в работе методистов по лечебной физкультуре, учителей физической культуры, врачей и воспитателей.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: