Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Естествознание в специальной школе

учебный предмет, содержанием которого являются элементарные сведения о живой и неживой природе, о строении и гигиене человеческого тела и путях воздействия человека на природу.

Уч-ся приобретают знания и одновременно овладевают методами познания природы: учатся вести наблюдения за сезонными изменениями природы, приобретают умения и навыки выращивания растений, ведут календарь и дневник природы в своем городе, крае, районе, составляют коллекции, гербарии.

Преподавание Е. имеет целью формирование у уч-ся доступного их возрасту материалистического представления о природе, воспитание любви к Родине, уважения и любви к труду, умения участвовать в великом деле преобразования природы. Обучение Е. осуществляется по спец. программам и учебникам.

Программа и методы обучения определяются не только необходимостью вооружить уч-ся кругом природоведческих знаний, но и помогают преодолеть те или иные аномалии в развитии детей, отклонения в психической деятельности и речевой сфере у детей с недостатками слуха, зрения и у уч-ся вспомогательной школы.

Особую роль приобретает широкое использование наглядности. Е. преподается в средних классах. Ему предшествует подготовительный период обучения: предметные уроки, уроки природоведения или пропедевтический курс по отдельным темам.

В программах природоведческий материал распределяется систематическими курсами, на каждый из которых отводится в основном по целому уч. году.

В школе для глухих детей в I—IV классах проводятся предметные темы включены в уроки развития речи и чтение; в V—VII классах изучаются темы «Культурные и дикорастущие растения» (V класс), «Домашние и дикие животные» (VI класс), «Человек и охрана его здоровья» (VII класс).

В школе для слепых в I—III классах проводятся предметные уроки (по спец. программам и учебникам); в IV классе преподается природоведение.

Систематические курсы биологии (ботаника, зоология, физиология человека) преподаются с IX класса школы глух их, с VIII класса школы cлабослышащих II отделения, с V класса школы слепых и слабовидящих.

На предметных уроках уч-ся практически знакомятся с предметами и процессами природы. Это расширяет круг их представлений об окружающей действительности, развивается мышление и речь, приобретаются жизненно необходимые практические умения и навыки. Предметные уроки создают основу для успешного усвоения уч-ся последующего курса Е. (природоведения).

Сведения, полученные на предметных уроках глухими и уч-ся вспомогательной школы, недостаточны для овладения систематическими курсами по основным биологическим дисциплинам. Поэтому в V—VIII классах школы глухих и в V—VII классах вспомогательной школы изучается Е.

Уч-ся узнают о многообразии растительного и животного мира, об их народнохозяйственном значении;приобретают элементарные знания и практические умения по выращиванию культурных растений и борьбе с сорняками. Дети знакомятся с домашними и дикими животными, их внешним видом и строением тела, приспособленностью к разным условиям жизни, получают сведения о пользе и вреде, приносимом животными народному хозяйству, об охране природы.

Уч-ся сообщаются также элементарные сведения о строении и жизнедеятельности человеческого организма, о профилактике заболеваний, оздоровлении организма. Дети получают практические навыки по оказанию первой помощи.

Систематический курс биологии изучается по программам и учебникам массовой школы, нос иным распределением часов по каждой теме. Содержание курса биологии — основы научных знаний о живой природе. На уроках биологии уч-ся знакомятся со строением, функциями и развитием растений, животных, человеческого организма; с многообразием условий их жизни и важнейшими биологическими закономерностями.

Изучение биологии оказывает огромное воспитательное влияние на школьника. Закладываются основы диале-ктико-материалистического, атеистического мировоззрения, развивается логическое мышление на основе ознакомления с конкретными предметами и явлениями окружающей природы и установления связей между ними. Ознакомление с родной природой и преобразование ее силами человека играют существенную роль в воспитании действенного и бережного отношения к природным богатствам Родины.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: