Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Дошкольное воспитание аномальных детей

воспитание детей с 2 до 7 лет, имеющих отклонения в развитии. Д. в. а. д. направлено на их всестороннее развитие, воспитание их в духе коммунистической морали и подготовку к обучению в школе. Наряду с общими задачами Д. в. а. д. имеет особые задачи. Основная задача — компенсация дефекта, преодоление его последствий. Д. в. осуществляется в семье (см. Семейное воспитание) и в спецдо-школьных учреждениях (ел. Специальные учебно-воспитательные учреждения в СССР).

Д. в. включает физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей.

Цель физического воспитан и я — укрепление и закаливание детского организма, развитие движений, формирование культурно-гигиенических навыков, включение детей в посильный труд. Поскольку у многих аномальных детей нарушение развитиявызвано перенесенными тяжелыми заболеваниями, приведшими к общему ослаблению организма, очень важно обеспечить детям правильный режим, систематический медицинский надзор и необходимые оздоровительные мероприятия. В медицинском обслуживании дошкольников главная роль принадлежит врачам-специалистам (оториноларингологу, офтальмологу, психоневрологу).

Наибольшим своеобразием отличается физическое воспитание слепых и глухих детей. В физическом воспитании слепых видное место занимает формирование пространственной ориентировки и развитие движений. Слепых детей учат ходить, бегать, подниматься и спускаться по лестнице, ориентируясь при помощи мышечного чувства и слуха, ходить по комнате. Детей учат узнавать по звукам, шумам, где они находятся, приближаются ли они к препятствию и т. д.

Очень важно приучить детей узнавать родных, близких, воспитателя и товарищей по голосам. Необходимо помочь детям преодолеть страх перед пространством, выработать осанку, походку, развить осязание, гибкость пальцев руки, точность их движений.

Для слабовидящих первостепенное значение имеет охрана остаточного зрения, а также его развитие и использование.

В физическом воспитании глухих детей особое внимание следует обратить на те движения и действия, на которых больше всего отражается отсутствие слухового контроля. Надо следить за тем, чтобы у детей не образовалась характерная для глухих шаркающая походка, чтобы они научились без стука закрывать двери, бесшумно передвигать и ставить стулья, расставлять на столе посуду, не стучать во время еды ложкой о тарелку и т. д. Должное внимание уделяют воспитанию у детей чувства ритма, умения различать тактильно-вибрационные и доступные звуковые сигналы: постукивание по столу рукой, по полу ногой, шум проезжающего по улице транспорта, сигнал электропоезда, залпы праздничного салюта и т. п.

Важный раздел физического воспитания глухих детей — развитие и правильное использование остатков слуха (см. Слуховая работа).

Умственное воспитание — расширение кругозора детей, сообщение доступных им знаний о жизни и труде людей, явлениях природы, окружающих предметах, их признаках, качествах, форме, цвете, величине. В процессе умственного воспитания развивается речь детей, а также формируются элементарные понятия о числе и навыки счета.

Особенности развития аномальных детей определяют некоторое своеобразие в их умственном воспитании. Так, у слепых из-за отсутствия зрительных впечатлений ограничен чувственный опыт, в результате появляется склонность к т. н. вербализму (см. Вер-бализм в обучении). Поэтому в умственном воспитании слепых детей важное значение имеет широкое использование сохранных анализаторов (особенно слухового, кожного, двигательного), опора на практический опыт в процессе по-зкания окружающего мира (самообслуживание, экскурсии, занятия по труду и т. д.). С детьми проводятся упражнения, подготавливающие к школьному обучению чтению и письму. Их знакомят с прибором Бранля, учат вкладывать бумагу, правильно держать грифель, делать прокол. Дети знакомятся с расположением шеститочия (см.

Рельефный шрифт). Важнейшая особенность умственного воспитания глухих дошкольников — формирование у них словесной речи как средства мышления и общения, которое осуществляется в тесной связи с различными видами деятельности. Глухие дети усваивают словесную речь в ее дак-тильной, устной и письменной форме. При обучении устной речи дети усваивают навыки чтения с губ и произношения. В связи с овладением речью в дактильной и письменной форме глухие дети рано приобретают навыки чтения, а затем и письма (печатания на пишущей машинке).

Своеобразие умственного воспитания умственно отсталых детей обусловлено неполноценностью их психического развития. Коррек-ционно-воспитательная работа направлена на развитие познавательной деятельности детей, на преодоление недостатков речевого развития. Большое значении в умственном воспитании таких детей имеет правильная организация их практического опыта, на основе которого дети приучаются анализировать и обобщать предметы иявления окружающего мира, выделять их существенные признаки, устанавливать сходства и различия между ними, причинно-следственные связи и т. д. Ввиду значительного типологического различия между умственно отсталыми детьми особо важное значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Своеобразие умственного воспитания детей с нарушениями речи зависит от характера этих нарушений. Так, у детей, страдающих сенсорной алалией, как и у глухих, умственное воспитание находится в тесной зависимости от хода развития их речи. При заикании, частичном косноязычии умственное воспитание не отличается существенными особенностями.

Нравственное воспитание аномальных детей имеет те же задачи, что и нравственное воспитание детей с нормальным развитием. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста — выработка моральных качеств, привычек и доступных этических представлений — осуществляется в соответствии с нормами коммунистической морали. У детей воспитываются гуманные чувства, потребность общения в совместных играх и занятиях, забота друг о друге, оказание взаимной помощи. Воспитываются вежливость, организованность, выдержка, умение выполнять правила общественного поведения, уважение и предупредительность к старшим, послушание. У дошкольников воспитывают интерес и уважение к труду взрослых, пробуждают желание сделать что-либо самим. Давая ребенку различные несложные поручения и проверяя их выполнение, развивают у него чувство долга и ответственности.

В нравственней воспитании аномальных детей важное место занимает формирование чувства коллективизма, т. к. нередко излишняя опека со стороны родителей приводит к появлению у детей иждивенческих настроений, эгоистических черт характера и т. п. Нравственное воспитание должно помогать предупреждению и преодолению замкнутости, недоверия к окружающим, чувства неполноценности, возникающих иногда у аномальных детей. В воспитании нравственных качеств особо важную роль играет пример окружающих, поскольку для значительной части аномальных детей резко ограничена возможность приобретать нравственный опыт посредством речевого общения (см. Нравственное воспитание аномальных детей).

Эстетическое воспитание — воспитание чувства прекрасного. Красота и богатство родной природы, яркие события общественной жизни, произведения искусства влияют на чувства и сознание детей, на их воображение и должны быть использованы для формирования правильного отношения к окружающему. Экскурсии в природу, слушание музыки, знакомство с доступными по содержанию картинами, скульптурами, художественными игрушками и детской художественной литературой — все это средства эстетического воспитания. Особое значение имеет собственное творчество детей, участие их в художественной самодеятельности.

Содержание и средства эстетического воспитания в некоторых случаях зависят от характера дефекта. Так, для глухих детей, лишенных возможности воспринимать красоту музыки, пения, в достаточной степени оценивать красоту художественного слова, резко возрастает роль изобразительного искусства, для слепых же, наоборот, роль музыки, пения и художественного слова очень велика. У многих глухих детей проявляется влечение к рисованию и лепке, а у слепых к музыке. Очень важно, чтобы такое влечение нашло необходимую поддержку у родителей и воспитателей.

В физическом, умственном, нравственном и эстетическом воспитании аномальных детей важнейшая роль принадлежит игровой деятельности (см. Игры аномальных детей).

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: