Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Дидактика специальная

теория образования и обучения аномальных детей, определяющая задачи, содержание, принципы, методы и организацию педагогического процесса спец. школ.

Выполняя общую задачу коммунистического воспитания и всестороннего развития уч-ся, спец. школы осуществляют процесс обучения аномальных детей на основе специфических закономерностей, которые в значительной степени обусловлены особенностями развития познавательной деятельности аномальных детей.

Познавательные возможности аномальных детей различны. Так, напр., школы для слепых и слабовидящих детей дают уч-ся знания основ наук в объеме средней общеобразовательной школы и профессиональную подготовку по избранной ими специальности. Во вспомогательной школе уч-ся получают лишь начатки общеобразовательных знаний, элементарные сведения и навыки в области доступной им профессии. Своеобразие в развитии умственно отсталых детей определяет не только уровень получаемого ими образования, но и его качества. Поэтому механическое перенесение программы массовой школы во вспомогательную не может дать положительных результатов. В школах для глухих и слабослышащих очень специфичен процесс обучения детей языку, вследствие чего своеобразно содержание обучения и др. предметам.

В связи с особенностями различных групп аномальных детей по-разному решаются и вопросы структуры школы, численности уч-ся в классах, организации внутренней жизни школы и т. д. Таким образом, все основные вопросы Д. с. решаются особо, применительно к каждой категории аномальных детей.

Вместе с тем во всех типах спец. школ специфическая особенность заключается в том, что в процессе обучения основам знаний осуществляется преодоление и коррекция физических и умственных нарушений, а также мобилизуются все компенсаторные возможности аномальных детей.

Учет особенностей различных групп аномальных детей и специфики их развития — основной принцип, определяющий конкретные задачи, содержание обучения и организацию спец. школ.

Нарушение развития бывает разного качественного уровня. Так, нарушение зрения может быть полным и частичным: в первом случае педагог имеет дело со слепым ребенком, во втором — со слабовидящим. Степень нарушения слуха также различна: в одном случае педагогам приходится иметь дело с детьми глухими, в другом — со слабослышащими. Особенности детей с тем или иным нарушением зависят также от времени его возникновения, от уаловий воспитания и т. д.

Учитывая все это, советская Д. с. осуществляет дифференцированный подход к детям. Основываясь на положительных результатах образования и обучения, учитывая данные павловской физиологии, указывающие на пластичность высшей нервной деятельности, советская Д. с. утверждает оптимистический взгляд на воспитание аномальных детей: все дети, подлежащие обучению в спец. школах, сохраняют возможности развития, хотя оно и протекает в крайне осложненных условиях. Советской дефектологией установлено, что педагогический процесс оказывается наиболее продуктивным, если педагог опирается на здоровые силы, на сохранные возможности детей. Мобилизация здоровых сил и сохранных возможностей активизирует процесс компенсации. Этот процесс не простое механическое возмещение нарушенного органа чувств за счет развития сохранившихся органов. Для ребенка важнейшим условием компенсации является его общее развитие. Активизация процессов компенсации, осуществляемая путем развития детей, составляет важную особенность спец. обучения. Д. с. опирается на общедидактические принципы советской школы. Однако реализация их в условиях спец. школ имеет свои особенности.

Для продуктивного обучения аномальных детей крайне необходима правильная организация их деятельности. Педагогически организованная деятельность аномальных детей во многих случаях оказывается наиболее доступным для них путем познания. Соотношение теории и практики меняется: практика не только служит для закрепления и применения знаний, она один из важнейших путей сообщения знаний.

Закон о школе, требующий соединения обучения с производительным трудом, применительно к обучению аномальных детей имеет особо важное значение. Именно трудовая деятельность с учетом возраста и особенностей развития разных групп детей делает для них процесс познания конкретным, актуальным, реальным.

Второй важный путь познания окружающей действительности для аномальных детей — наглядный характер обучения.

Отталкиваясь от того, что можно видеть, наблюдать, ощущать, аномальные дети начинают понимать и обобщения, содержащиеся в словах.

Наглядность, активность, действенность обучения не снимают требований научности знаний, а служат путями реализации этого принципа. Они способствуют и сознательности обучения.

В обучении аномальных детей огромную роль играет систематичность обучения. Малейшие нарушения этого принципа в спец. школе могут привести к серьезным осложнениям.

Наконец, в спец. школах решающей является доступность обучения; исходя из этого принципа, по-разному определяются задачи и содержание обучения.

В задачу Д. входит научная разработка всех проблем обучения аномальных детей. Разработка Д. с. осуществляется на основе изучения передового опыта воспитания и обучения аномальных детей и закономерностей их развития, а также использования результатов научных исследований в области смежных наук.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: