Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Деятельность

действия человека, направленные на удовлетворение его материальных и духовных потребностей. В Д. человека проявляется его активное отношение к окружающей действительности.

В процессе аномального развития у учащихся спец. школ возникают не только качественные особенности психических процессов, но и своеобразие Д.

Так, для Д. умственно отсталых школьников характерно нарушение ее целенаправленности. Это выражается в том, что при отсутствии направляющего воздействия учителя умственно отсталые дети начинают выполнять поставленную перед ними задачу без предварительной ориентировки в ней, без анализа ее условий и требований и заранее продуманного плана.

Препятствия и трудности, возникающие в процессе Д., не вызывают у умственно отсталых школьников желания приложить необходимые усилия для их преодоления. Нарушение целенаправленности Д. у умственно отсталых выражается также в отсутствии критического отношения к получаемым результатам.

Особенности Д. умственно отсталых уч-ся заметно сказываются на их познавательных процессах (запоминании, воспроизведении, мышлении), а также на характере переноса прошлого опыта. Если с уч-ся не проводится необходимой коррекционно-воспитатель-ной работы, то они не могут использовать ранее усвоенный опыт для достижения поставленной цели. Психологический анализ показывает, что при выполнении отдельных действий умственно отсталые школьники руководствуются лишь ближайшими мотивами Д., не побуждающими их к достижению более общей цели.

У глухих недостаточное развитие речи и словесного мышления часто приводит к неясному осознанию Д., цели и средств ее осуществления. Недоразвитие речи и мышления сказывается также на формировании обобщенных интеллектуальных умений у глухих школьников. В процессе Д. это выражается в особенностях планирования, самоконтроля и использования ранее усвоенных знаний и навыков. Наиболее отчетливо эти особенности проявляются у глухих школьников в письменных сочинениях. Как показали исследования, Д. глухих школьников в письменных сочинениях не определяется поставленной задачей. Это раскрывается прежде всего в размещении информации. В своих сочинениях глухие школьники стремятся не столько к точной передаче определенного содержания, сколько к использованию возможно большего количества известных им слов и выражений. Однако в процессе обучения и воспитания указанные недостатки Д. все больше преодолеваются. Важную роль в их преодолении играет коррекционно-воспитательная работа учителя, направленная на развитие правильных мотивов Д. и необходимых обобщенных умений.

У слепых школьников недостаточность чувственного опыта, невозможность воспринимать световые и цветовые признаки предметов и явлений окружающего мира приводят к недоразвитию наглядных представлений. Поэтому в Д. слепых уч-ся нередко обнаруживается тенденция к вербализ-му, не всегда правильно отражающему реальную действительность.

В Д. уч-ся спец. школ проявляются особенности их личности. Цели и мотивы, которыми они руководствуются в процессе своей

Д., динамика ее протекания — все это отражает характерные особенности их личности. Т. к. личность не только проявляется в

Д., но и формируется в ней, очень важно в процессе обучения и воспитания аномального школьника организовать его Д. так, чтобы она способствовала максимальному развитию его личности. Учителям и воспитателям спец. школ необходимо учитывать особенности Д. аномальных школьников. Только в этом случае качество учебно-воспитательной работы может быть поставлено на должную высоту.

Большую роль в развитии Д. аномальных школьников играет труд. В процессе труда у них формируются новые познавательные, уч., трудовые и общественные потребности и интересы, с ростом которых происходят существенные сдвиги в развитии личности и Д. уч-ся. Это открывает широкие возможности для совершенствования процесса обучения и воспитания и для подготовки аномальных школьников к жизни и общественно полезному труду.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: