Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Детский сад для глухих и слабослышащих детей

учебно-воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста (до 7 лет), страдающих нарушением слуха, при нормальном интеллекте.

Спец. дошкольное воспитание детей с недостатками слуха — важнейшее условие их полноценного развития. Огромная роль в решении этой задачи принадлежит Д. с.

В России первый спец. Д. с. организовали Н. А. и Ф. А. Рау в 1900 г. Особенно широко стали развиваться Д. с. в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции.

В капиталистических странах спец. Д. с. содержатся гл. обр. на частные средства, средства церкви, общественных организаций. В США имеются дошкольные учреждения, созданные на кооперативных началах.

В социалистических странах дошкольные учреждения содержатся за счет государства.

Дошкольное воспитание глухих и слабослышащих осуществляется в нашей стране в учреждениях различного типа: в межобластных дошкольных детских домах, в Д. с., где дети пребывают в течение всей недели, за исключением выходных дней, в дошкольных группах при школах для глухих и слабослышащих и в учреждениях, объединяющих Д. с. и ясли (см. Ясли-сад). Есть также спец. группы при Д. с. общего типа. В таких учреждениях и группах воспитываются глухие и слабослышащие дети, у которых речь не может развиваться без спец. обучения.

В Советском Союзе существует широкая сеть Д. с. для детей с недостатками слуха. Дальнейшее развитие спец. Д. с. позволит в ближайшем будущем полностью обеспечить всеобщее дошкольное воспитание глухих и слабослышащих детей. Интенсивно разрабатываются вопросы теории и практики дошкольного воспитания глухих и слабослышащих детей.

Существует спец. положение о Д. с. для детей с недостатками слуха. Заведующий Д. с. назначается органами народного образования из числа лиц, имеющих высшее спец. образование.

Прием в Д. с. производится осенью. Комплектованием их занимаются комиссии при органах народного образования на основании заключения, сделанного в результате обследования ребенка специалистами в медико-педагогических консультациях.

В Д. с. дети комплектуются по состоянию слуха и по уровню их подготовки, с учетом возраста. Однако решающим моментом является (в отличие от массового Д. с.) не возраст, а речевая подготовка ребенка. Внутри группы Д. с. дети делятся на подгруппы с однородным по уровню развития составом. На начальном этапе обучения таких подгрупп может быть три и даже четыре. В ходе обучения степень развития детей постепенно уравнивается, и занятия проводятся со всей группой (см. Занятия в детском саду). Программы учебно-воспитательной работы в Д. с. для детей с недостатками слуха по некоторым разделам совпадают с программой Д. с. общего типа, но учитывается специфика развития глухих и слабослышащих детей: их знания об окружающем, формирование математических представлений, обучение изобразительной деятельности и даже развитие основ движений. Специфична программа музыкального воспитания. Такие общие разделы, как обучение игровой, трудовой, изобразительной деятельности, связываются с работой по развитию речи, необходимой для организации и проведения занятий по данным видам деятельности, и работой по формированию понятий, связанных с той или иной деятельностью. Кроме того, программа дополнена требованиями, отвечающими спец. задачам воспитания детей с недостатками слуха. Сюда относится развитие сенсорных способностей детей как средства компенсации недостатков развития,связанных с нарушенным слухом. Большое внимание уделяется развитию сохранившейся слуховой функции, зрительного, осязательного, вибрационного восприятия.

Особое место занимают в программе требования, касающиеся формирования речи, навыков чтения с губ, произношения и чтения.

В обучении глухих дошкольников используется дактильная форма речи, которая ускоряет и облегчает овладение устной и письменной речью. Дактильная форма способствует развитию у детей словесной речи не только на спец. занятиях, но и в процессе общения с ними в быту. Работа проводится сурдопедагогом и двумя воспитателями.

На лето Д. с. выезжает за город.

За время пребывания в Д. с. у детей формируются элементарные навыки поведения в коллективе, навыки уч. деятельности, умение сосредоточиться, действовать по данному указанию. К моменту поступления в школу дети научаются читать с губ, говорить, читать, считать, рисовать, лепить, строить, играть; они усваивают навыки самообслуживания и бытового труда.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: