Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Дети с нарушениями речи

дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они различаются по форме и степени.

Одни формы нарушений проявляются в фонетической, другие — в смысловой стороне речи, словарном запасе, грамматическом строе. Особое место занимают нарушения темпа и плавности речи. По степени выраженности различают речевые нарушения, не являющиеся препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие спец. обучения. Но и в массовой школе дети с нарушениямиречи часто нуждаются в спец. обучении. В таких случаях помощь уч-ся оказывают на логопедических пунктах при средних школах. В легких случаях исправление речи достигается в процессе обучения русскому языку в школе. На логопедические пункты направляются дети с недостатками произношения, не поддающимися исправлению в обычных условиях, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, дети, страдающие заиканием. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями, спец. логопедическими методами.

Большую помощь уч-ся, отстающим в обучении из-за нарушений речи, оказывают логопедические пункты. Устраняя недостатки речи, чтения и письма, учителя-логопеды способствуют борьбе с неуспеваемостью.

Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.

Правильное воспитание речи в дошкольном возрасте может предотвратить многие нарушения речевого развития. Вредно отражается на речевом развитии маленького ребенка ускоренный темп разговора окружающих, неправильная речь людей, окружающих ребенка. Большое значение имеет посильность требований к речи дошкольника. Непомерно трудные беседы с ребенком, перегрузка заучиванием наизусть тех или иных текстов, так же как и недостаточное общение с ребенком, отрицательно сказываются на развитии его речи.

Нередки примеры, когда дети, имеющие тот или иной недостаток речи, замыкаются, стесняются говорить при других. В таких случаях необходимо оберегать ребенка от обидных замечаний, высказанных по поводу его речи.

При подготовке ребенка к поступлению в школу следует позаботиться о том, чтобы он умел правильно произносить все звуки, прислушиваться к произношению окружающих, умел назвать звуки, входящие в состав простых слов (нос, мама, муха и т. п.).

При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовой школе невозможно, поэтому они должны учиться в спец. школах (см. Школы для детей с тяжелыми нарушениями речи).

Основной признак тяжелого нарушения речи — резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограниченно. Несмотря на то что большинство детей с тяжелыми нарушениями речи способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению таких детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в коллективной деятельности. Развивающее влияние общения, коллектива оказывается при таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторично обусловленное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения приводит нередко к реактивным изменениям характера: замкнутости, негативизму, аффективным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности реактивных наслоений зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимания, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в коллективе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи исчезают и вторичные изменения психики.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.

К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если оно лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно сюда относят сочетание заикания с общим недоразвитием речи.

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по спец. системе в спец. школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: