Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Демонстрация

методический прием, заключающийся в показе на уроке различных средств наглядности. Д., используемая на уроках в спец. школах, по своему характеру очень разнообразна.

Это — натуральные объекты, действия или имитация действий, картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, макеты, диаграммы, препараты и др., а также опыты, проводимые учителем в классе на уроках.

Д. применяется как при изучении нового программного материала, так и при обобщении и повторении уже изученного.

Д. оказывается продуктивной при условии продуманных словесных пояснений учителя, а также при правильном выборе демонстрируемых объектов. В условиях спец. школы Д. имеет большое значение. Она дает возможность накопить новые знания, пополнить запас имеющихся представлений, позволяет подвести-уч-ся к обобщению и абстракции, помогает понять и иллюстрировать словесные объяснения учителя. В различных типах спец. школ Д. имеет свою специфику. Так, во вспомогательной школе наибольшее внимание должно быть уделено организации процесса восприятия демонстрируемого материала и его последующему обобщению и осознанию. В школе для глухих и слабослышащих детей необходимо прежде всего обеспечить правильное сочетание показа со словесным пояснением, т. к. одновременное восприятие демонстрируемого объекта, действия и речи учителя, как правило, невозможно.

В школе для слепых и слабовидящих, где восприятие происходит на основе осязания, обоняния или слуха, для Д. подбираются такие предметы, пособия, которые могут быть восприняты с помощью сохранных анализаторов или с помощью приспособлений, преобразующих недоступные оптические образы в доступные восприятию слепых звуковые или колено-механические (лампочки заменяются звонком, создается рельефное изображение и т. д.).

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: