Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Дефектология

наука о психофизиологических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, логопатов, с нарушением движений и др.), закономерностях их воспитания, образования и обучения. Характер и уровень развития Д. определяется социально-экономическими условиями общества, состоянием смежных наук (естествознания, медицины, физиологии, философии, психологии, техники и др.), достижениями в области всестороннего изучения аномальных детей, их компенсаторных процессов, научной обоснованности системы воспитания и обучения детей с нарушением умственного и физического развития.

В классовом обществе нет единой государственной системы обучения и воспитания аномальных детей, их социальные права резко ограничены; это сказывается на развитии Д. Многие взгляды буржуазных дефектологов имеют в своей основе идеалистические, реакционные положения. Советская Д. по своим методологическим и социальным основам, научным принципам и достижениям является новым этапом в развитии теории и практики изучения аномальных детей, их воспитания и обучения, включения в социальную жизнь и производительную деятельность.

Воспитание и обучение аномальных детей — сложная социальная и педагогическая проблема. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на развитии их познавательных возможностей и трудовой деятельности. В зависимости от характера нарушения одни дефекты в развитии ребенка могут полностью преодолеваться, другие — лишь корригироваться, а некоторые — компенсироваться.

Характер нарушения физического и умственного развития ребенка оказывает влияние на весь ход и конечный результат развития его познавательной деятельности.

Возможности познания у аномальных детей различны. Одни из них могут овладеть лишь элементарными знаниями, другие имеют в этом отношении неограниченные возможности. Поэтому необходимо выяснить структуру дефекта, определить компенсаторные возможности и пути развития аномального ребенка, вскрыть объективные закономерности физического и умственного развития.

Аномальный характер физического и умственного развития вносит значительное своеобразие в процесс становления ребенка как личности.

Юристов издавна интересовало определение правового положения глухонемых, слепых и др. лиц, имеющих нарушения в развитии. Естествоиспытатели и философы стремились определить особенности и возможности познавательной деятельности ребенка с нарушением слухового или зрительного восприятия, центральной речевой системы, речевой деятельности. Врачи направляли свои усилия на выяснение природы и характера патологических состояний детского организма, обусловливающих аномалии развития.

Изучая особенности познавательной и практической деятельности аномальных детей, а также опыт их индивидуального обучения, педагоги и психологи стремились обосновать принципы построения специально организованных условий, создать спец. педагогическую систему воспитания и обучения глухонемых, слепых и др. аномальных детей.

Высказывания видных философов способствовали улучшению общественного положения аномальных детей и созданию специально организованной системы их обучения.

Так, Джероламо Кардано в «Рага-Иротепа», Дидро в «Письмах о слепых в назидание зрячим» и в «Письмах о глухонемых», Э. Б. Кандильяк в «Трактате об ощущениях», Радищев в трактате «О человеке, и его смертности и бессмертии» и ряд др. философов и публицистов в своих произведениях давали естественно-философское обоснование возможности обучения детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии.

Общий подъем науки, развитие педагогической теории и практики воспитания, высказывания врачей, философов и педагогов содействовали возникновению практики индивидуального обучения и трудовой подготовки аномальных детей.

Педагоги, врачи и представители др. специальностей, руководствуясь достижениями науки и гуманными побуждениями, делали попытки индивидуального обучения аномальных детей. Практика индивидуального обучения в некоторых случаях приобретала более широкий общественный характер.

В период с XIV по XVIII в. изоляция аномальных детей от общества, порожденная эпохой средневековья, была преодолена. В отношении аномальных детей и взрослых уже не было прежних отрицательных общественных реакций. В жизнь начала входить практика обучения их общественно полезному труду. Вместе с тем официальные законоположения, определявшие общественное положение аномальных детей и взрослых, ограничивали их права, признавая за ними только право наследования имущества.

Развитие медицинских и философских знаний позволило с научных позиций подойти к пониманию процессов развития аномальных детей.

В результате изучения умственно отсталых детей они были выделены из общей массы душевнобольных. Была сделана попытка классификации физиологических и социальных причин их дефектов.

Значительно углубилось понимание явления глухонемоты. Была вскрыта причина зависимости немоты от глухоты, сделана серьезная попытка дифференцировать нарушения слуха (глухие, тугоухие), дифференцировать глухонемых детей и слышащих, но неговорящих (алалия, афазия).

Под влиянием некоторых изменений в общественном положении аномальных детей и признания возможности их обучения появляется частная инициатива в отношении обучения и приспособления их к труду (особенно глухонемых детей). Постепенно изменялось и отношение государственной власти к проблеме аномального детства.

В странах Западной Европы эти изменения не были направлены на то, чтобы воспитание аномальных детей сделать государственной задачей, однако поддержка частной и благотворительной инициативы имела место.

В России этот процесс шел своими путями. Воспитание аномальных детей совместно с нормальными в различных приютах при монастырях и церквах постепенно стало предметом внимания государственной власти. В середине XVIII в. возникают воспитательные дома, в которых аномальные дети воспитываются уже в отдельных группах. При этом учитывался характер их дефекта, хотя диагностическая дифференциация была еще очень слабой.

К началу XIX в. возникают спец. учреждения для глухонемых и слепых детей, а несколько позднее — и для умственно отсталых. Возникновение спец. учреждений знаменует новый этап в развитии общественного положения и воспитания аномальных детей.

В капиталистических государствах есть немало достижений в области воспитания и обучения аномальных детей (методические системы, технические средства, оборудование и т. д.), но отсутствие единой государственной системы обучения и образования не позволяет распространить положительный опыт на все спец. учреждения. Это тормозит реализацию решений многочисленных вопросов воспитания и обучения аномальных детей.

Буржуазные системы воспитания аномальных детей не имеют в виду всестороннее развитие детей и включение их в активную производительную деятельность. Буржуазные дефектологи уделяют мало внимания поискам возможностей развития аномальных детей и построению научно обоснованной системы их воспитания и обучения. Существующие буржуазные системы обучения не создают условий для преодоления дефекта, осуществления всестороннего развития ребенка и подготовки его к труду в условиях высокоразвитых и технически оснащенных производств.

В социалистическом обществе об? щественное положение аномальных детей и система их воспитания построены и развиваются на принципиально иных социальных, методологических и педагогических основах.

Социалистический общественный строй внес коренные изменения в общественное положение аномальных детей, в построение системы учреждений для них, содержание их воспитания, обучения и трудовой подготовки, определение путей включения в общественно полезный труд в различных отраслях народного хозяйства СССР.

Советская практика воспитания и обучения аномальных детей развивается в единстве с теорией. Поэтому преобразующее влияние Д. как науки на практику воспитания и обучения аномальных детей — характерная черта советской системы их воспитания и обучения.

Советская Д. решает следующие задачи: осуществляет все более глубокое и разностороннее изучение объективных закономерностей физического и умственного развития детей, имеющих нарушения в системе анализаторов (глухота, слепота), в центральной нервной системе (олигофрения) и речевой деятельности (логопатия); устанавливает структуру дефекта и определяет коррекционные и компенсаторные возможности аномального ребенка; обосновывает принципы построения педагогических классификаций аномальных детей; изучает особенности жизни и деятельности аномальных детей в социальной среде, определяет значение социальных факторов в формировании аномального ребенка; разрабатывает принципы развития системы воспитания, образования и обучения аномальных детей в свете требований к воспитанию подрастающего поколения; определяет цели и задачи воспитания; обосновывает содержание, средства и методы обучения в соответствии с новыми требованиями; разрабатывает принципы построения системы подготовки к практической деятельности и определяет пути и формы включения уч-ся спец. школ в производительную деятельность, в производство с высокоразвитой техникой; разрабатывает более эффективные пути и средства профилактической борьбы с дефектами детского развития.

В процессе своего развития советская Д. постоянно обогащается новыми данными научных исследований. В ходе экспериментальных исследований и изучения опыта обучения и воспитания научные предположения, гипотезы, выдвинутые дефектологами, проверяются и уточняются.

При изучении аномальных детей и организации системы их воспитания и обучения советская Д. опирается на результаты, полученные учеными в др. областях знания.

Общая патология, вскрывающая закономерности возникновения и течения патологических процессов; патологическая анатомия, изучающая отклонения в строении организма; морфология, изучающая формы и строение организма и отдельных органов; патологическая физиология, изучающая причины и условия функциональных изменений организма; материалистическое языкознание, раскрывающее сущность и закономерности развития языка; психология, вскрывающая особенности психических процессов у аномальных детей; техника, разрабатывающая спец. приборы и аппараты,— все эти отрасли науки содействуют развитию Д.

При изучении аномальных детей и организации системы их воспитания и обучения советская Д. опирается на физиологическое учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова и данные детской и спец. психологии. Особенности аномального ребенка рассматриваются как результат сложного..процесса развития, протекающего при наличии первичного дефекта слуха, зрения, нарушения двигательной сферы или высших нервных процессов. В процессе этого развития возникают те или иные вторичные нарушения, зависящие как от характера и глубины первичного дефекта, так и от этапа развития, на котором дефект появляется. Вторичные нарушения в известных пределах могут быть преодолены, корригированы, компенсированы с помощью рациональной системы обучения и воспитания. Поэтому Д. разрабатывает научно обоснованные пути компенсации этих дефектов.

Руководствуясь марксистско-ленинской методологией и принципами коммунистического воспитания, советская Д. в процессе формирования складывалась как оригинальная теоретическая концепция в борьбе с идеалистическими теориями воспитания и обучения аномальных детей.

Отвергая формалистические взгляды буржуазных дефектологов, которые рассматривали зрительные, слуховые и др. нарушения изолированно от развития личности ребенка, советская Д. выдвинула материалистическое понимание развития аномального ребенка. Было доказано, что ребенок с нарушением слуха, зрения, интеллекта имеет сложную структуру аномального развития.

На основе глубокого и разностороннего изучения процессов развития аномальных детей в связи с условиями спец. их воспитания и обучения советские дефектологи обосновали ведущую роль компенсаторного по своей сущности спец. обучения.

Вскрывая особенности чувственного познания у аномальных детей и развития их высших психических процессов, спец. психология установила специфические закономерности различных ступеней в их познании и этим содействовала развитию научно обоснованных педагогических и методических систем обучения аномальных детей.

За последнее десятилетие в советской Д. успешно проводятся исследования с применением новейших технических средств, которые содействуют объективному подходу к изучению аномальных детей, процесса их воспитания и обучения.

Исследования советской Д. подтвердили идеи И. П. Павлова о большой пластичности нервной системы детей. Доказано, что компенсаторные возможности у аномальных детей имеют большие резервы, обладают большими потенциальными возможностями. Даже слепоглухонемые дети способны развиваться до высокого уровня при условии создания для них особых условий воспитания и обучения.

В процессе формирования теории обучения сложились спец. дидактические системы. Для каждого типа спец. школ определены принципы обучения, формы построения уч. процесса, разработаны средства и методы обучения. Для каждой уч. дисциплины, изучаемой в спец. школе, создана система спец. учебников, методик и большое количество оригинальных наглядных пособий.

Теория построения уч. процесса в спец. школе развивалась в неразрывном единстве с изысканием технических средств обучения и компенсации. Большое развитие получили технические средства, корригирующие остаточные функции дефектного анализатора. Слуховые аппараты для детей с недостатками слуха, оптические приборы для детей с недостатками зрения вносят большие изменения в процесс обучения и повышают познавательные возможности детей с нарушениями слуха и зрения.

Такие аппараты, как «Читающая машина», «Фотофон», «Щуп» для слепых детей, «ВИР» и «И-2», «ИСУ-4» для глухих детей, «Телетактор» для слепоглухонемых, универсальная машина «Одема» для программированного обучения слепых, глухих и слепоглухонемых, являются техническими средствами, которые значительно повышают качество процесса обучения и развития этих детей.

Теория общего образования аномальных детей развивалась в неразрывном единстве с теорией трудового обучения. В ряде научных исследований вскрыто, что трудовая деятельность имеет разностороннее значение в обучении и развитии аномальных детей. Показано, что трудовые процессы оказывают исключительное влияние на коррекцию и компенсацию нарушений умственного и физического развития аномальных детей.

Благодаря разработанной системе трудового обучения детям, имеющим нарушения в развитии, стали доступны многие высококвалифицированные специальности в промышленности и сельском хозяйстве.

В результате проведения большого количества теоретических и экспериментальных исследований, а также обобщения педагогического опыта в Советском государстве организована спец. система воспитания и обучения аномальных детей. В советской системе реализуются следующие основные положения: в обучении взаимодействуют процессы преодоления, коррекции и компенсации недостатков развития аномального ребенка, всестороннего его развития и подготовки к включению в широкие социальные связи и производственную деятельность; умственное воспитание аномальных детей протекает на основе овладения знаниями основ наук; овладение знаниями протекает в едином плане с развитием познавательной и практической деятельности; в спец. школах реализуется взаимосвязь между общим, политехническим и трудовым обучением. Учитывая современные требования к производительной деятельности, система обучения труду в спец. школах базируется на более широком объеме теоретико-технических знаний, укрепляется связь теории и практики, усиливается процесс обучения в условиях производственной практики на предприятиях; обучение аномальных детей в спец. учреждениях осуществляется в духе коммунистической морали, путем изыскания специфических методов воспитания у учащихся спец. школ формируются все нравственные качества, которые воспитываются у учащихся массовых школ; в условиях специально организованного процесса обучения у аномальных детей осуществляется система эстетического воспитания. Эстетические взгляды и чувства аномальных детей формируются в их общественно-трудовой деятельности; физическое воспитание учащихся в спец. учреждениях протекает в двух взаимосвязанных направлениях: преодоление последствий перенесенных заболеваний и развитие пространственной ориентировки, физических качеств и моторной сферы.

В процессе развития советская Д. систематически расширяла сферу своих исследований. Если на первых этапах предметом исследования являлись дети с резким нарушением в развитии (глухота, слепота, умственная отсталость), то на последующих этапах изучались дети, которые имеют менее выраженные нарушения,— слабовидящие, слабослышащие, с нарушением речи, движения, с временными задержками развития. Для некоторых категорий этих детей создана сеть спец. школ и разработана новая система их обучения.

Глубокое клиническое психолого-педагогическое изучение аномальных детей показало, что дети с легкими отклонениями в развитии могут успешно обучаться в массовой школе при индивидуальном подходе к ним, учитывающем особенности развития. Отсутствие компетентного индивидуального подхода к этим детям ведет к неуспеваемости, второгодничеству и отсеву их из школы на ранних этапах обучения. Исследования в области Д. с особой силой подчеркнули необходимость всеобщего дошкольного обучения аномальных детей, имеющего огромное значение для ранней коррекции дефектов развития.

В процессе развития Д. выделились самостоятельные области: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия, изучающие закономерности обучения и воспитания различных категорий аномальных детей (глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, умственно отсталых, детей с нарушениями речи). Расширяется область изучения психического развития аномальных детей. Выделяются спец. разделы Д., охватывающие вопросы воспитания и обучения детей со сложными нарушениями (слепота и глухота, умственная отсталость и глухота и др.) и с нарушениями эмоционально-волевой сферы (психопаты).

На основе общих законов развития аномальных детей и принципов их воспитания и обучения в каждой области Д. разрабатываются следующие проблемы; а) характерные особенности развития ребенка, имеющего определенный дефект (слепота, глухота и т. д.), в условиях социальной среды; б) сущность специально организованного процесса воспитания и обучения каждой категории аномальных детей; взаимосвязь между воспитанием аномального ребенка в условиях семьи и в условиях специально организованного педагогического процесса; в) содержание, средства, методы и организационные формы воспитания и обучения применительно к каждому типу спец. учреждений; г) принципы и методы преодоления последствий дефекта, пути и средства подготовки ребенка, имеющего тот или иной дефект, к участию в общественной жизни и практической деятельности.

Проблемы Д. разрабатываются в Научно-исследовательском ин-те дефектологии АПН СССР (Москва), Украинском научно-исследовательском ин-те педагогики (Киев), Научно-исследовательском ин-те психологии УССР (Киев), а также на кафедрах дефектологических факультетов педагогиче-ких ин-тов. Значительная научно-методическая работа проводится учителями спец. школ.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: