Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Аудиометрия

измерение остроты слуха. Острота слуха, или чувствительность слухового анализатора, определяется порогом восприятия, поэтому практически А. сводится в основном к определению порогов восприятия звуков разной частоты, т. е. к определению наименьшей силы звука, при которой он становится слышимым. Результат А. наносится на спец. бланк и представляется в виде аудиограммы .

В последнее время в практику исследования слуха внедряется т. н. р е-чевая А. В то время как при обычной, или тональной, А. исследуется слуховая чувствительность по отношению к тонам разной высоты, при речевой А. определяется порог различения речи. На аудиометр в этом случае подается либо натуральная речь, либо речь, предварительно записанная на магнитную пленку. Порогом различения речи считается минимальная интенсивность речи, при которой исследуемый различает 50% предъявляемых ему слов. Эта интенсивность определяется, так же как и при тональной А., с помощью аттенюатора и измеряется в дб .

Для более полной характеристики функции слухового анализатора применяются некоторые спец. приемы аудиометрии: исследование слуха в условиях шумового фона, или т. н. шумовая А., а также методы надпороговой А., к числу которых относятся исследование феномена выравнивания громкости (см. Ре-круитмент), определение разностного порога силы звука и др.

Применение тональной и речевой А. при исследовании слуха у маленьких детей и особенно у детей с нарушениями слуха и речи встречает значительные трудности, обусловленные, во-первых, непониманием речевой инструкции, в которой разъясняется предъявляемая ребенку задача, и, во-вторых, отсутствием у этих детей навыков прислушивания к звукам малой интенсивности: ребенок с нарушенным слухом и речью реагирует на звук не при минимальной (пороговой) силе, а при некотором, иногда довольно значительном превышении порога. Поэтому большое значение при исследовании слуха у детей приобрели методы т. н. объективной или рефлекторной А. Практическое применение получили в последнее время следующие методики: кожно-гальваниче-ская, мигательная, двигательная с ориентировочным подкреплением. При кожно-гальванической методике используется безусловная оборонительная реакция на раздражение электрическим током, проявляющаяся в изменении электрических потенциалов кожи; путем периодического сочетания звукового сигнала с электрическим раздражением удается выработать условную реакцию в виде изменения кожных потенциалов при одном лишь звуковом раздражении. При мигательной методике в качестве безусловного раздражителя применяется струя воздуха, вызывающая оборонительную реакцию в виде смыкания век. Сочетая вдувание воздуха с действием звукового сигнала, можно получить условно-оборонительную реакцию (мигание) на одно звуковое раздражение. При двигательной методике с ориентировочным подкреплением звуковой раздражитель сочетают с показом (при помощи фильмоскопа) серий сюжетных картинок, придавая таким образом звуковому раздражителю сигнальное значение.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: