в психологии это связь между отдельными психическими процессами и явлениями (представлениями, мыслями, чувствами), благодаря которой появление одного процесса вызывает другой, с ним связанный.
А. возникают под влиянием внешних воздействий, отражают реальные связи предметов и явлений окружающей действительности. А. играют важную роль в психической жизни людей. В них закрепляется прошлый опыт человека.
физиологическую основу А. составляет механизм временных нервных связей, т. е. замыкания нервного возбуждения между двумя участками коры головного мозга. Закономерности образования и функционирования этих связей выявлены русским физиологом И. П. Павловым.
Различают А. трех видов: п о смежности (когда одно представление вызывает в сознании другое, благодаря их временному или пространственному совпадению в прошлом), п о сходству, по контрасту. А. по сходству играют большую роль при обучении и при т. н. ассоциативном запоминании.
Особенности А. у детей с ослабленным или пораженным анализатором в значительной мере обусловлены характером имеющегося дефекта. У детей с нарушением слуха А. имеют наглядно образную основу. Их словесные А. относительно бедны и сравнительно легко разрушаются. А. слепых и слабовидящих образуются преимущественно на словесно-логической базе. А. умственно отсталых детей примитивны, недостаточно обобщены, отличаются стереотипностью и в большинстве случаев оказываются непрочными.
В процессе развития аномальных детей возрастают обобщенность и прочность А., а также скорость их образования.