Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Аномальные дети

дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития. Лежащие в основе этих отклонений аномалии, или дефекты (от лат. с1е}ес!из — недостаток, поэтому иногда применяется термин «дефективные дети»), могут быть врожденными и приобретенными. Причины возникновения врожденных аномалий очень разнообразны. В ряде случаев важную роль играют генетические (наследственные) факторы; однако выявление или невыявление наследственных влияний нередко определяетсяфакторами внешней среды. Врожденные аномалии могут возникнуть от непосредственных воздействий на развивающийся плод химических, механических, температурных влияний (интоксикация, травма, охлаждение), нарушения питания плода и т. д.

Внутриутробная инфекция плода, напр., врожденный токсоплазмоз приводит иногда к тяжелым нарушениям эмбрионального развития— микроцефалии и гидроцефалии, врожденной слепоте и т. п.

Приобретенные аномалии в основном являются последствиями перенесенных в раннем детском возрасте инфекционных болезней (эпидемического цереброспинального менингита, полиомиелита, кори, скарлатины, гриппа и др.). Сравнительно меньшую роль в возникновении приобретенных аномалий играют травмы, интоксикации и др. причины.

В широком смысле слова аномальными могут считаться дети, имеющие более или менее выраженные отклонения в своем физическом или психическом развитии, однако практически термин «аномальные дети» применяется для обозначения той категории детей, которые вследствие серьезного психического или физического дефекта должны воспитываться и обучаться в спец. учебно-воспитательных учреждениях.

Основные группы А. д.: дети с недостатками слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с недостатками зрения (слепые, слабовидящие); слепоглухонемые; умственно отсталые; с тяжелыми нарушениями речи.

В Советском Союзе проводится большая работа по предупреждению аномальности в развитии детей. Повышение материального и культурного уровня, развитие профилактических средств, применение спец. методов лечения оказывают значительное влияние на предупреждение нарушений в физическом и умственном развитии детей.

В Советском государстве происходит закономерное снижение числа А. д. Дети, имеющие нарушения в физическом и умственном развитии, воспитываются и обучаются в специально организованных условиях, где под действием учебно-воспитательного процесса и лечебных мероприятий у них происходят преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития.

Обучение и воспитание А. д. организуется с учетом особенностей их физического и умственного развития. Спец. педагогика разрабатывает систему коммунистического воспитания А. д. В специально организованных условиях А. д. получают всестороннее духовное и физическое развитие, овладевают основами научных знаний и подготовляются к общественно полезной деятельности.

Воспитание и обучение А. д. — сложная педагогическая проблема. Перед спец. педагогикой возникает ряд особых задач, важнейшей и наиболее общей из которых является максимальная нормализация детей путем компенсации и исправления имеющихся у них дефектов. Это в дальнейшем открывает А. д. возможность активно 'включиться в общественную и производственную жизнь наравне со всеми гражданами страны.

Советское государство проявляет большую заботу об А. д. В нашей стране создана единая система спец. учебно-воспитательных учреждений, в основе которой лежат принципы всеобщности, общедоступности и обязательности обучения. Эта система учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, носит строго дифференцированный характер в соответствии с различными категориями А. д.

Обучение и воспитание А. д. строятся на основе спец. для каждого типа школ уч. планов и программ. Уч. план каждой спец. школы предусматривает наряду с общеобразовательной подготовкой и трудовым воспитанием, обеспечивающими включение А. д. в общественно полезную трудовую деятельность, особую работу, обусловленную характером нарушений, имеющихся у уч-ся (напр., обучение произношению и чтению с губ , развитие слухового восприятия, ритмика — в школах для глухих и слабослышащих детей). Этим же определяются и особые формы организации уч. работы, в частности использование наряду с уроком индивидуальных и групповых занятий. Программы спец. школ отличаются значительным своеобразием, которое наиболее отчетливо выражено в программе для младших классов. Для спец. школ издаются учебники, составленные с учетом особенностей уч-ся.

Перед оканчивающими спец. школы открыты пути практической деятельности. Выпускники вспомогательных школ поступают на производство. Выпускники других спец. школ могут работать в различных областях народного хозяйства, а также продолжать свое образование. Для этого наряду с уч. заведениями общего типа организованы спец. вечерние, очные и заочные школы, имеющие спец. группы для глухих, оглохших и слабослышащих уч-ся. Кроме того, окончившие спец. школы могут продолжать образование в техникумах и некоторых высших уч. заведениях.

Окончившие спец. школы успешно работают в различных отраслях народного хозяйства. Многие из них являются передовиками производства, имеют правительственные награды.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: