Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Анализ урока

разбор урока по его составным частям для оценки его в целом. Посещение урока и последующий его анализ — одна из наиболее продуктивных конкретных форм руководства учебно-воспитательным процессом в школе. А. у. обычно производится работниками отделов народного образования, администрацией школы, осуществляющей непосредственное руководство педагогическим процессом. А. у. — один из ведущих способов изучения и обобщения опыта, один из приемов научного исследования в области дидактики, методики, психологии учения. А. у. широко используется и как форма обмена опытом самих учителей и как способ обучения студентов, будущих учителей. Кроме того, каждый вдумчивый педагог обязательно анализирует и свой урок. Это одно из условий постоянного совершенствования педагогического мастерства.

В уроке реализуются педагогические принципы, психологические закономерности, методические средства. Поэтому его анализ отличается большой сложностью. Особенно сложен А. у. в спец. школах, где выполнение всех общих требований педагогики сочетается с учетом своеобразия в развитии различных групп аномальных детей.

Важнейший критерий А. у.— его продуктивность, для чего требуется выяснение задачи и конкретного содержания, оценка уровня и качества достигнутого. А. у. под этим углом зрения показывает, насколько его содержание соответствует уч. программе, в какой мере насыщен урок познавательной деятельностью уч-ся, способствует ли он приобретению новых знаний и умений, развитию школьника. Задачи и содержание урока обязательно должны сочетаться с реализацией воспитательной роли обучения. Поэтому в А. у. включается рассмотрение продуктивности процесса обучения и с его воспитательной стороны. При А. у. особое внимание обращается на соблюдение учителем специфических требований: напр., в школах для детей с недостатками слуха важное значение имеет положение учителя по отношению к источнику света (лицо говорящего должно быть хорошо освещено, иначе затрудняется чтение с губ), существенную роль играет характер речи учителя и т. п.

Наряду с полным А. у. проводится анализ в более узком плане, т. е. изучение определенных сторон уч. процесса, выяснение активности и самостоятельности школьников, дифференцированного подхода, развивающей роли обучения, специфики развития каждого школьника и т. д. Такой целенаправленный А. у. обычно используется для изучения и обобщения опыта, устранения распространенных недостатков, выявления роли того или иного приема или средств обучения и т. д. Целенаправленный А. у. особенно применим в спец. школах. Такой А. у. дает возможность глубже вникнуть в своеобразие процесса учения и познавательной деятельности уч-ся спец. школ.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: