Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Активизация учащихся

система педагогических мероприятий (учебных, внеклассных и внешкольных), направленных на формирование целеустремленной деятельности школьника, необходимой для всестороннего его развития и подготовки к жизни.

Основная деятельность школьника — учение. А. у. — первоочередная и непосредственная задача учителя, под руководством которого протекает процесс учения школьника. Эта задача решается учителем в тесном контакте с коллективом школы, семьей и общественностью. Для того чтобы успешно учиться, ребенок должен иметь желание учиться и сознательно относиться к своим школьным обязанностям. Уч. деятельность школьника протекает в коллективе, она продуктивна лишь тогда, когда личные интересы и интересы классные, позднее общешкольные и общественные взаимодействуют.

А. у. направлена на решение не только личных интересов — хорошо учиться, но и на решение общих задач— быть достойным членом классного коллектива, поддерживать честь класса, а .следовательно, и честь школы.

Необходимо воспитать у школьника стремление к самостоятельной уч. деятельности, дисциплинированности в работе и поведении, чувство долга и ответственности за порученное дело, гордость за честь коллектива. Все эти черты — конкретное выражение личностных качеств школьника. Эти качества необходимо формировать при А. у.

В процессе обучения аномального ребенка применяется специальная система приемов А. у., обусловленная общими принципами советской педагогики.

Определение приемов А. у. диктуется своеобразием развития различных групп аномальных детей. Слепой ребенок нуждается в воспитании ориентировки в окружающем; глухой — в обучении и развитии речи как основного фактора общения с людьми; умственно отсталый ребенок малообщителен и активен в силу отставания в развитии познавательной деятельности. Многие аномальные дети страдают логопатическими дефектами, снижающими активность их деятельности.

Коррекционно-воспитательная работа, способствующая А. у., имеет свою специфику, зависящую от характера дефекта ребенка. Необходимо психолого-педагогическое изучение детей, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и систематические консультации врача для установления • соответствующего режима и подхода к каждому ребенку. Особое значение для А. у. имеет подбор педагогов, в общении с которыми будет находиться ребенок. Внимательный, отзывчивый педагог, всегда откликающийся на общественные запросы, является примером для ребенка. У активного педагога-общественника, как правило, активны и дети.

Организация детского коллектива и таких условий жизни аномального ребенка, когда он знакомится с окружающей жизнью и принимает в ней участие,— лучшее средство для формирования его активности. Постоянное наблюдение за продвижением ребенка, стимуляция его к дальнейшим успехам в работе, система педагогических поощрений, воспитание потребности в общественной оценке его поведения и учения — важнейшие факторы процесса А. у.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: