совершенствование методов и организационных форм уч. работы, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность уч-ся в учебном процессе. А. п. о. предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от уч-ся инициативы, активности, настойчивости, самостоятельности.
Процесс обучения аномального ребенка своеобразен в силу особенностей развития этого ребенка. Перед учите-лем-дефектологом стоит прежде всего задача пробуждения познавательных интересов ребенка, а затем систематическая забота о поддержании этих интересов. Это особенно важно для воспитания у аномального ребенка умения учиться, воспринимать знания, закреплять их в самостоятельной уч. деятельности и применять в жизненной практике.
Целенаправленная, самостоятельная уч. работа под руководством учителя — решающий фактор успешного учения. Исключительное значение имеет применение таких методов и средств обучения, которые обеспечивают действенность знаний. Необходимо научить школьников самостоятельно наблюдать, сравнивать, обобщать, пользоваться доказательствами (напр., найти доказательные отрывки на страницах учебников, самостоятельно сделать и проверить сделанное по инструктивному указанию и т. д.). Речь учителя — организующее начало в активном обучении. Ознакомление детей и изучение ими предметов и явлений окружающей жизни, взаимосвязей и взаимозависимостей между ними, постоянная связь с жизнью — необходимое условие А. п. о. Отбор уч. материала имеет чрезвычайно важное значение. Познавательно ценный, жизненно правдивый, связанный с современностью уч. материал становится интересным для ребенка, и в нем он получает необходимые для своего становления в жизни знания, умения и навыки. Организация наблюдений, обучение сравнению, ручные работы, подготавливающие и закрепляющие обобщения, обучение пользоваться доказательствами с предметами в руках требуют умелого подбора их учителем. Дидактический принцип наглядности обучения в спец. школе имеет большее значение, чем в общеобразовательной массовой школе. Словесные отчеты уч-ся об изучаемом ими материале играют большую роль в обучении аномальных детей. При этом следует учитывать особенности развития и состояния речи уч-ся.
Широкое применение должны найти такие средства обучения, как фильмоскоп, кино — немое и звуковое, радио и телевизионные передачи, магнитофон и грампластинки. Применение этих средств в обучении не только содействует расширению кругозора детей и обогащению их знаний, но и помогает большему общению с окружающими, сближает семью и школу. Уч. деятельность детей необходимо увязать со всей внеклассной и внешкольной работой. Прогулки, экскурсии, посещения библиотеки и работа в ней, посещение кино и театров, музеев и выставок, зоопарков и ботанических садов, работа в совхозах и колхозах — все это, расширяя кругозор ребенка, дает богатый материал для уроков по развитию речи, активизирует уч. деятельность.
Встречи с представителями различных профессий, героями труда и войны во внеклассное время и на уроках пополняют знания детей и приучают их к общению с людьми. Переписка со школьниками др. школ рождает новые интересы и значительно улучшает навыки письменной речи. Работа с книгой и газетой, широко развернутая во внеклассные часы, обогащает речь уч-ся, дает много интересного, познавательного материала для уроков чтения и развития речи, общего развития детей.
Организация школьных выставок детского творчества с непременным участием в них самих детей (дежурные, объясняющие и знакомящие с экспонатами и пр.), подготовка и участие в общественных праздниках дают большой материал для бесед и разнообразных уч. занятий на уроках (письменные работы, подготовка материала для стенных газет, школьных журналов, чтение стихов и рассказов, ручные работы и пр.). Тесная связь уч. внеклассной и внешкольной работы — непременное условие А. п. о. Активная работа учителя, которую он проводит в процессе подготовки к уроку и на уроке, нужна для того, чтобы обеспечить максимальную активность каждому ребенку и классному коллективу в целом.