Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Аккомодация

динамический процесс усиления преломляющей способности глаза при его приспособлении к зрению на различных близких расстояниях. Переключение взора с далекого расстояния на предмет, расположенный близко от глаза, вызывает безусловный рефлекс — включение А. А. осуществляется за счет увеличения кривизны хрусталика, обладающего способностью изменять своюформу (становиться более выпуклым) при расслаблении связочного аппарата, на котором он подвешен внутри глаза. Расслабление же связочного аппарата происходит при сокращении внутриглазной, т. н. ресничной, аккомодационной мышцы (рис. на стр. 9).

Однако недостаточность освещения при учебных занятиях, заставляющая уч-ся низко наклоняться над книгой, может вызвать напряжение, или спазм А., продолжающиеся и после того, как глаза перестали фиксировать близкий предмет. В некоторых случаях напряжение или спазм А. у детей принимают за развитие близорукости . Чтобы снять спазм А. и точно установить вид и степень клинической рефракции глаза, проводят атропинизацию .

Ослабление и паралич А. (потеря способности различать мелкий шрифт и мелкие детали на близком расстоянии) сильно затрудняют учебную работу, особенно при дальнозоркости высоких степеней.

Некоторые заболевания органа зрения, травмы глаза, послеоперационная афакия (отсутствие хрусталика), заболевания центральной нервной системы, вызывающие параличи или ослабление аккомодационной мышцы, и др. сопровождаются расстройством А. В этих случаях, кроме очков, назначенных для постоянного ношения, при учебных занятиях необходимо пользоваться специальными очками.

Лечение спазма и паралича А. проводится в зависимости от причины, вызвавшей эти нарушения.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: