полная или частичная утрата речи, обусловленная очаговыми поражениями головного мозга: сосудистыми нарушениями, воспалительными заболеваниями мозга (энцефалиты, абсцессы), черепномозго-выми травмами.
В зависимости от зоны поражения мозга различают две основные формы А.:моторную и сенсорную. При моторной А. поражается двигательный речевой центр (см. Б рока центр), при сенсорной — чувствительный (сенсорный) центр речи (см. Вер-нике центр).
А. отличается от алалии тем, что при А. происходит утрата уже развившейся речи, в то время как при алалии нарушается развитие речи.
Моторная А. характеризуется нарушением экспрессивной речи , потерей способности говорить, когда либо полностью отсутствует речь, либо сохраняется способность произнесения лишь отдельных слов и коротких фраз. При этом наблюдаются нарушения звуковой и слоговой структуры слов и аграмматизм .
Понимание речи в большинстве случаев сохраняется, но не в полной мере ввиду неполноценности речевых кинестетических раздражений, которые играют важную роль в процессе восприятия речи. Затрудненное понимание речи особенно характерно для детей, у которых к началу заболевания речь недостаточно сформировалась.
Моторная А. в детском возрасте, как правило, сопровождается недостатками письма и чтения. Моторную А. следует отличать от косноязычия , выражающегося в неправильном произношении звуков речи при отсутствии грубых отклонений от нормы в словаре и грамматическом оформлении речи.
В отличие от дизартрии при моторной А. подвижность языка, губ, мягкого нёба не нарушена.
Восстановление речи при моторной А. связано с использованием сохранных слухового и зрительного анализаторов, благодаря чему постепенно развивается речедвигательный (кинестетический) анализ и синтез, вырабатываются речедвигательные навыки. Одновременно проводится работа по формированию словаря и грамматического строя речи.
При сенсорной А. нарушается импрессивная речь (понимание речи) вследствие недиффе ренцированного восприятия звуков речи и слов. Восприятие неречевых звуков обычно не нарушено.
В основе восстановления речи при сенсорной А. лежит использование сохранных зрительного и двигательного анализаторов. Формирование произносительной стороны речи и навыков письма и чтения способствует усвоению смыслового значения слов и позволяет развивать у детей понимание речи.
Кроме моторной и сенсорной, различают еще тотальную А.., при которой больной не говорит и не понимает речь, а также амнестиче-скую А., выражающуюся в забывании отдельных слов и их значений.
А. ведет к задержке психического развития, которую, однако, следует отличать от умственной отсталости.
При А. наряду с логопедической работой проводятся соответствующие медицинские мероприятия.