Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Афазия

полная или частичная утрата речи, обусловленная очаговыми поражениями головного мозга: сосудистыми нарушениями, воспалительными заболеваниями мозга (энцефалиты, абсцессы), черепномозго-выми травмами.

В зависимости от зоны поражения мозга различают две основные формы А.:моторную и сенсорную. При моторной А. поражается двигательный речевой центр (см. Б рока центр), при сенсорной — чувствительный (сенсорный) центр речи (см. Вер-нике центр).

А. отличается от алалии тем, что при А. происходит утрата уже развившейся речи, в то время как при алалии нарушается развитие речи.

Моторная А. характеризуется нарушением экспрессивной речи , потерей способности говорить, когда либо полностью отсутствует речь, либо сохраняется способность произнесения лишь отдельных слов и коротких фраз. При этом наблюдаются нарушения звуковой и слоговой структуры слов и аграмматизм .

Понимание речи в большинстве случаев сохраняется, но не в полной мере ввиду неполноценности речевых кинестетических раздражений, которые играют важную роль в процессе восприятия речи. Затрудненное понимание речи особенно характерно для детей, у которых к началу заболевания речь недостаточно сформировалась.

Моторная А. в детском возрасте, как правило, сопровождается недостатками письма и чтения. Моторную А. следует отличать от косноязычия , выражающегося в неправильном произношении звуков речи при отсутствии грубых отклонений от нормы в словаре и грамматическом оформлении речи.

В отличие от дизартрии при моторной А. подвижность языка, губ, мягкого нёба не нарушена.

Восстановление речи при моторной А. связано с использованием сохранных слухового и зрительного анализаторов, благодаря чему постепенно развивается речедвигательный (кинестетический) анализ и синтез, вырабатываются речедвигательные навыки. Одновременно проводится работа по формированию словаря и грамматического строя речи.

При сенсорной А. нарушается импрессивная речь (понимание речи) вследствие недиффе ренцированного восприятия звуков речи и слов. Восприятие неречевых звуков обычно не нарушено.

В основе восстановления речи при сенсорной А. лежит использование сохранных зрительного и двигательного анализаторов. Формирование произносительной стороны речи и навыков письма и чтения способствует усвоению смыслового значения слов и позволяет развивать у детей понимание речи.

Кроме моторной и сенсорной, различают еще тотальную А.., при которой больной не говорит и не понимает речь, а также амнестиче-скую А., выражающуюся в забывании отдельных слов и их значений.

А. ведет к задержке психического развития, которую, однако, следует отличать от умственной отсталости.

При А. наряду с логопедической работой проводятся соответствующие медицинские мероприятия.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: