Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Абстракция

мысленное вычленение того или иного свойства конкретного предмета или явления и отвлечение от остальных его свойств. А. совершается уже в процессе восприятия применительно к чувственным свойствам предметов (напр., выделение формы и отвлечение от цвета или наоборот). Более высокая форма А., неразрывно связанная с первой,— вычленение все более общих существенных свойств объекта познания, выявление его природы. Именно эту форму А. имеют в виду, когда говорят об отвлеченных, абстрактных понятиях.

А. тесно связана с обобщением . Обобщая предметы или явления, человек отвлекается от различий между ними. Обобщая определенные признаки, свойства, он отвлекается от целостного образа каждого предмета. А. неотделима от слов, которые «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение» (И. П. Павлов).

Процессом, противоположным А., является конкретизация — мысль о конкретных проявлениях определенного общего свойства предмета или явления. Для развития мышления человека важно, чтобы А. и конкретизация были у него взаимосвязаны и он понимал, каким образом общее, абстрактное обнаруживается в частных проявлениях.

У аномальных детей эта мыслительная операция протекает своеобразно. Наибольшие трудности в абстрагировании испытывают умственно отсталые дети. Этой категории аномальных детей свойственна неполноценность операций анализа и обобщения, а также задержки в развитии речи, поэтому они часто бывают не способны обнаруживать общие свойства предметов и рассматривать ихизолированно от других свойств. Затрудняет их и процесс конкретизации.

Особенности А. у глухих детей обусловлены их отставанием в развитии словесной речи и логического мышления. Глухим детям трудно осуществлять мысленный анализ предметов, а вычленение их свойств, особенно общих, затруднено незнанием соответствующих слов. Первоначально А., как и др. мыслительные операции, совершается у глухих детей лишь на наглядной основе. Затем, по мере овладения языком, глухие дети приобретают способность к более полноценной А., и это, в свою очередь, облегчает дальнейшее усвоение языка. С большим трудом происходит у глухих детей процесс вычленения абстрактных свойств в реальных объектах и конкретизация общих свойств предмета или явления.

У детей с частичным и полным отсутствием зрения формирование А. имеет свои особенности, зависящие от полного или частичного отсутствия зрительного восприятия свойств предметов и явлений. Анализ объектов и обобщение их свойств слепые дети осуществляют преимущественно на базе словесных знаний, конкретные же представления о многих предметах, необходимые для полноценной А., у них бедны и ограниченны.

Своеобразие А. у аномальных детей по сравнению с нормальными наиболее заметно в младшем возрасте, а затем оно постепенно сглаживается в процессе их компенсаторного развития, направляемого спец. педагогической работой. При этом наиболее успешно А. формируется у детей с нарушениями деятельности органов чувств, т. е. у детей с недостатками зрения, слуха.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: